Использование захваченных ресурсов врага – обычная практика любой войны. И если использовать продовольствие и горючее, образно говоря, - просто, то с техникой возникают проблемы. Разный калибр, недостаток запчастей и ошибки в эксплуатации – все это делало использование вражеской техники проблематичным. Хотя, были и исключения: немцы, захватившие во Франции не только обилие бронетехники, но и заводы с мастерскими и складами запчастей – вполне успешно использовали французские машины. Иногда захваченные образцы переделывались, или же наоборот – становились основой для создания новой техники. Так, захваченные в начале Великой Отечественной Войны пушки Ф-22, превратились в основные орудия истребителя танков Marder III (Sd.Kfz.139), использовавшиеся после бывших операторов до конца войны.

СУ-76и: советская САУ из немецкого танка
Marder III - немецкий истребитель танков с советской пушкой, получившей новый индекс - PaK 36(r). Источник: worldwarphotos.com

В СССР немецких трофеев было меньше – сказывалась сложность машин, недостаток запчастей, а порой – просто не было надобности. Но один образец успел не только прописаться в рядах РККА, но и стал основой для советской САУ. О ней мы сегодня и поговорим.

В хозяйстве пригодилось

В 1942 году на вооружение была принята САУ СУ-76. Легкая машина оказалась незаменимой в городских сражениях заключительного этапа войны, но до этого было далеко. На заре применения машина была недоработанной: пара моторов, нагружающих один вал, приводила к частым поломкам трансмиссии. В тоже время, на заводе №40 в Мытищах велись работы по САУ СГ-122: гаубице М-30, установленной в бронерубке на шасси трофейных Pz.Kpfw III. К январю 1943 года была выпущена 21 машина, которая военным понравилась. Да тут подоспела отечественная СУ-122, которая поставила под вопрос целесообразность мук с «иномарками».

СУ-76и: советская САУ из немецкого танка
Трофеи Сталинграда. В ходе сражения, советским войскам досталось больше двухсот танков Pz.Kpfw III и САУ на их базе - StuG III. Именно они впоследствии стали основой для СУ-76и. Источник: flickr.com

И тут-то все сошлось воедино! Задел имеющихся шасси должен был стать основой для носителя 76-мм пушки под названием СУ-76И. Благо, количество трофейных танков Pz.Kpfw III и самоходок StuG III на его базе после Сталинграда исчислялось сотнями.

«Иностранная» СУ-76

Изначально в СУ-76И планировали установку штурмового варианта 76,2-мм пушки ЗИС-3 – как и в СУ-76. Но ее проблемой было напольное крепление, которое при наводке оставляло щели в амбразуре, подвергая экипаж опасности. Изначально ее хотели закрепить неподвижно, но позже от этого варианта отказались. Для новой САУ выбрали орудие С1 – модификацию 76-мм орудия Ф-34 от «тридцатьчетверок» ранних модификаций. Ее отличала конструкция, позволявшая установить ее не на полу, а непосредственно в лобовом листе рубки.

СУ-76и: советская САУ из немецкого танка
Опытный образец САУ СГ-122, построенной на шасси танка Pz.Kpfw III. С началом выпуска СУ-122 от проекта отказались, а задел шасси передали под создание 76-мм самоходки. Источник: tankarchives.blogspot.com

Орудие получило широкую номенклатуру боеприпасов, включая осколочные, бронебойные и подкалиберные выстрелы. Последний (БР-354П) мог поразить 75 мм наклонной брони на расстоянии в 500 метров. Это позволяло успешно бороться со средними танками Pz.Kpfw III и IV, но более современные «Тигры» и «Пантеры» советской пушке были недоступны.

СУ-76и: советская САУ из немецкого танка
СУ-76, ставшая впоследствии незаменимым орудием поддержки пехоты, в момент начала производства страдала от "детских болезней". Источник: agaspsite.blogspot.com

Вспомогательного оружия у машины не было. Для защиты от пехоты на близких расстояниях, боковые листы рубки получили амбразуры для стрельбы из личного оружия. При этом от курсового пулемета в лобовой плите базового Pz.Kpfw III решили отказаться.

Технология изготовления была относительно проста: с танка снимали башню и подбашенный лист (в случае с САУ – снимали рубку), которую заменяли новой конструкцией, сваренной их наклоненных бронелистов толщиной от 25 (борта, корма)- до 35 мм (лоб рубки). САУ получила два люка – в крыше рубки, и в ее задней части. В передней части корпуса сохранилась немецкая смотровая щель водителя. Над ней, в рубке находился телескопический прицел ТМДФ-7 с кратностью х3,6, и смотровая амбразура. Для внутренней связи использовалось переговорное устройство ТПУ-3, а для внешней – радиостанция 9р.

СУ-76и: советская САУ из немецкого танка
Схематическое изображение СУ-76и во всех проекциях. Ни иллюстрации представлена машина поздних модификаций - с усиленной маской орудия. Источник: the-blueprints.com

Остальные моменты машины, включая шасси и корпус, были всецело немецкими. Унаследованный корпус обладал 50 мм брони во лбу, и 30 – по бортам. 12-цилиндровый мотор Maybach HL 120 TRM развивал мощность в 265 сил. Учитывая, что масса незначительно возросла (22,5 тонны), но все еще не доходила до самых бронированных моделей Pz.Kpfw III, динамика сохранилась на приемлемом уровне. Скорость по шоссе достигала 50 км\ч, а запас хода – 180 километров.

СУ-76и: советская САУ из немецкого танка
За исключением нового орудия, рубки и ее содержимого, шасси немецкого танка осталось неизменным. На фото можно заметить дополнительные топливные баки, которые на немецком шасси не были предусмотрены. Источник: pinterest.com

Экипаж состоял из четырех человек – механика-водителя, командира, заряжающего и наводчика. Боекомплект из 98 выстрелов хранился в задней части рубки, по правому борту. В таком амплуа опытные СУ-76и отправили на полигонные испытания.

Испытания

Тестирование прототипов началось в марте 1943 года в Свердловске. Погода на полигоне была не весенняя – мороз доходил до 30 градусов. Но на пробег СУ-76и это никак не повлияло – машина прошла весь цикл испытаний, а после внесения ряда корректив – была рекомендована к серийному производству. В частности, был добавлен масляный обогреватель, а вся система охлаждения была переработана для суровых условий.

СУ-76и: советская САУ из немецкого танка
Одна из первых машин на полигонных испытаниях, 1943 год. 76-мм орудие С1 было производным от танковой пушки Ф-34. Ее бронепробиваемости хватало для противодействия самым массовым средним танкам противника . Источник: tanks-encyklopedia.com

К ноябрю 1943 года была построена 181 линейная машина, и 20 – командирских. Выпуск был остановлен по причине ликвидации «детских болезней СУ-76», производство которой обходилось дешевле модернизации немецкого танка. Тем не менее, экипажи полюбили «иностранца» - в отличие от советского аналога, она обладала более-менее серьезным бронированием, а закрытая рубка была приятным подспорьем в зимнее время. Другой причиной остановки производства СУ-76и были запчасти, запас которых был исчерпан, а надеяться на немецкие «поставки» не приходилось.

СУ-76и: советская САУ из немецкого танка
Одной из главных проблем в эксплуатации СУ-76и была незнакомая конструкция и отсутствие опыта обращения с ней у советских танкистов. Примечательно, что руководства к САУ выпустили тогда, когда ее активная эксплуатация подходила к концу. Источник: pinterest.com

За период производства СУ-76и, машина получила ряд изменений. Часть САУ получила усиленную маску орудия, а подвеска некоторых была «модернизирована» с помощью советских запчастей – по причине недостатка оригинальных. Вышеперечисленные 20 командирских машин получили командирскую башенку от Pz.Kpfw III и более мощную радиостанцию, установка которой потребовала сокращения боекомплекта.

Применение

Первые собранные САУ были направлены в столичный центр самоходной артиллерии, где началась подготовка экипажей. К слову, сам процесс проходил сложно, так как относительно простое по немецким меркам шасси требовало нетипичного подхода от советских танкистов. Это усугубляло отсутствием инструкции по эксплуатации, которая была готова лишь в 1944 году – когда «карьера» машин шла к закату.

СУ-76и: советская САУ из немецкого танка
"Линейная" СУ-76и, лишенная командирской башенки. Для входа экипажа на крыше и задней стенке рубки находилось два люка. Источник: heroesandgenerals.com

Первым подразделением на СУ-76и стал 1902-й самоходно-артиллерийский полк, 28 июля 1943 года прибывший в Обоянь. Из-за организационных проволочек, на фронт полк прибыл лишь в августе. Артиллеристы прибыли в с. Лозовое, где поддерживали действия пехотинцев 13-й гвардейской стрелковой дивизии. В ходе боя удалось взять господствующую высоту, а экипажи СУ-76И записали на свой счет один танк, несколько орудий и большое количество пехоты. Правда, это стоило одной подбитой машины и раненого командира. Стоит отметить, что в полку, помимо СУ-76и находились СУ-122, «разбавленные» позже СУ-76М.

СУ-76и: советская САУ из немецкого танка
Преимущества данной САУ по сравнению с СУ-76М заключались во внушительном бронировании закрытой рубки. Источник: flickr.com

Очередные победы и потери самоходчиков пришлись на осень. 2 сентября САУ из 1902-го САП принимали участие в отвлекающем ударе на Марьино, выбив противника с его позиций. Стоило это еще одной самоходки, повреждения которой окупились с лихвой: 1 подбитый танк, две полевых пушки и несколько пулеметных расчетов. Через неделю девять машин были приданы 9-й стрелковой дивизии, задачей которой была высота 200,4. К слову, занять ее удалось, но сильный артиллерийский обстрел не позволил развить наступление, перейдя в оборону. Здесь первая СУ-76И перешла в разряд безвозвратных потерь.

СУ-76и: советская САУ из немецкого танка
Командирских СУ-76и было выпущено 20 единиц. Их отличала немецкая командирская башенка и более мощная радиостанция Источник: wikingeretow.com

Еще две машины получили повреждения ходовой частив районе Высокополья, но были отремонтированы на месте. При этом удалось удержать позицию, отбив несколько атак противника. 18 сентября экипаж СУ-76И записал на свой счет еще один танк – был уничтожен «прародитель» советской САУ – Pz.Kpfw III.

В 1902-м полку СУ-76И находились до перехода на правый берег Днепра. К тому время подразделение успело сжечь еще некоторое количество вражеских машин, сыграв ключевую роль в освобождении Кременчуга, за что полк получил одноименное наименование. После переформирования подразделения, эрцаз-самоходки заменили на СУ-76М, а освободившиеся машины передали в распоряжение 7-го механизированного корпуса.

СУ-76и: советская САУ из немецкого танка
Одна из сохранившихся машин была мишенью на полигоне в Иваново. Но в 2006 году началась успешная реставрация машины. Фото - Патрик Криста

Несколько иная ситуация сложилась в 58-м полку, где машины долгое время не доходили до подразделения. С мая – по август 1943 года машины побывали в 177-м, 229-м танковых полках и 991-м самоходно-артиллерийском. Когда СУ-76И попали в подразделение, их ресурс был почти исчерпан, а техники, специализировавшиеся на ремонте машин, «затерялись». Как итог – из 35 САУ больше половины машин находились на ремонте. Как позже выяснилось, СУ-76И требовали капитального вмешательства, для которого были присланы заводские бригады с запасом запчастей. Отремонтированные машины принимали участие в боях у Запорожья.

Итоги

Активное применение и производство СУ-76И продолжалось до осени 1944 года. После их вывели из активной эксплуатации, оставив машины в учебных частях. Сказывалась изношенность немецкого шасси, недостаток запчастей и специалистов. Более того, модернизированная СУ-76 вполне удовлетворяла потребности войск в средних самоходках.

СУ-76и: советская САУ из немецкого танка
СУ-76и на постаменте в городе Сарны, Ровненской области. Источник: wikimapia.com

Тем не менее, наличие подобной машины оказалось своевременным, позволив выиграть время до отладки советской машины. Это обстоятельство делало незначительными недостатки машин, вроде незнакомой конструкции и частых отказов из-за ошибок эксплуатации. Это нивелировалось преимуществами, вроде закрытой рубки, и относительно серьезным бронированием.

Спасибо за внимание! Если материал Вам понравился – не забудьте поставить «палец вверх» и подписаться. Для корректив, возражений- прошу в комментарии. А по ссылкам ниже – тексты о других примерах использования техники противника под новым флагом:

  • Британские танки Matilda в СССР
  • OT-810: немецкий "Ханомаг" в армии Чехословакии
  • Советские Т-34 под немецким флагом