Т-34 был принят на вооружение, когда еще не было изготовлено ни одного опытного образца этого танка

Т-34 был принят на вооружение, когда еще не было изготовлено ни одного опытного образца этого танка

Многим ли известно, что не было изготовлено еще ни одного опытного образца танка Т-34, а его 19 декабря 1939 года постановлением № 443сс КО при СНК СССР приняли на вооружение?

Как такое могло произойти? Танка еще нет, а его уже приняли на вооружение.

Дело в том, что незадолго до этого завершились испытания среднего танка А-32, которые показали, что машина имеет резерв по усилению бронирования . Уже 28 сентября 1939 г. между АБТУ РККА и заводом № 183 был заключен договор № 8/678 на изготовление двух опытных машин А-32 с усиленным бронированием.

Т-34 был принят на вооружение, когда еще не было изготовлено ни одного опытного образца этого танка

А в ноябре 1939 года вышел новый проект постановления, согласно которому в обозначении танка литера «А» менялась на литеру «Т». С тех пор будущая легенда стала именоваться «Т-34».

Т-34 был принят на вооружение, когда еще не было изготовлено ни одного опытного образца этого танка

Первый же опытный образец был готов 6 февраля 1940 г. Первый танк А-34, которому был присвоен заводской номером 311-11-3, назовем его танк№1 прошел обкатку и заводские бригады приступили к подготовке машины к войсковым испытаниям.

Т-34 был принят на вооружение, когда еще не было изготовлено ни одного опытного образца этого танка

Стоит обратить внимание на то, что на этих опытных образцах отсутствовал люк механика-водителя, а имелся бронеколпак, или иначе, будка мехвода, имевшая в верхней части люк.

Т-34 был принят на вооружение, когда еще не было изготовлено ни одного опытного образца этого танка

Сделано это было с целью улучшить обзор с места механика-водителя. После испытаний от этого новшества решили отказаться, так как это серьезно затрудняло эвакуацию из танка членов экипажа. С тех пор передний броневой лист стал иметь привычный нам люк механика-водителя.

Начались войсковые испытания, которые, предположительно, должны были закончиться 15-20 марта, но из Москвы пришло распоряжение, подписанное Ворошиловым о приостановке войсковых испытаний и подготовке танков А-34 к длительному пробегу в Москву для их показа высшему руководству страны.

Это опровергает домыслы о том, что пробег Харьков-Москва осуществлялся едва ли не в тайне, от руководства страны, как часто об этом любили говорить.

Из Харькова танки вышли 12 марта 1940 года и прибыли в Москву 17 марта.

По прибытию в столицу, танки были отправлены в подмосковную Кубинку, где один из танков проверили обстрелом на бронестойкость, а потом состоялись испытания по преодолению танками А-34 глубокого снежного покрова.

Т-34 был принят на вооружение, когда еще не было изготовлено ни одного опытного образца этого танка

Положительные результаты пробега Харьков – Москва и испытаний танков на полигоне в Кубинке позволили руководству АБТУ РККА, не дожидаясь окончания войсковых испытаний двух танков А-34 форсировать подготовку к серийному выпуску танка Т-34 на заводе № 183.

30 марта 1940 г., проехав по улицам столицы, танки А-34 прибыли для смотра в Кремле.

Это будет "ласточка" наших бронетанковых сил, – сказал в тот день Сталин главному конструктору Т-34 Михаилу Ильичу Кошкину.

2 апреля танки отбыли из столицы в Харьков, куда и прибыли 10 апреля.

Итак, войсковые испытания завершены успешно, начался серийный выпуск легендарных «тридцатьчетверок».

Фильм: "Что в дальнейшем стало с двумя опытными образцами Т-34, которые демонстрировались Сталину"