Танк Asad Babil: как иракцам удалось испортить Т-72

О танке Т-72, пожалуй, слышали даже те, кто темой вооружений не интересуется. Эта машина почти 50 лет составляет основу вооружённых сил десятков стран, а список конфликтов с участием этой машины скоро «догонит» эпизоды применения Т-34-85. Многократно сказано о преимуществах и недостатках Т-72 – справедливых, или притянутых. В частности, эксперты и любители уже 30 лет пытаются определить «виновных» в тотальном поражении Т-72 в Ираке. При этом, люди забывают, что иракские Т-72 отличались от своих заграничных собратьев. Об этих отличиях мы сегодня и поговорим.

Танк Asad Babil: как иракцам удалось испортить Т-72

Танки, война и политика

К концу 1980-х СССР, занятый демонстративным запуском голубей мира, начал сворачивать своё международное влияние. В первую очередь, это сказывалось на поддержке дружественных и близких режимов. Так, после Ирано-Иракской войны западные страны ввели эмбарго на поставку военной техники в Ирак – в том числе, из СССР и Китая. Правительство страны видело в этом шанс на развитие собственной промышленности, поэтому Саддам Хуссейн инициировал проект первого иракского танка – Asad Babil.

Танк Asad Babil: как иракцам удалось испортить Т-72

В 1986 году западногерманские подрядчики построили в иракском городе Таджи оборонный завод, который использовался для модернизации и ремонта существующих танков Т-54\55, Т-62, и небольшого количества Т-72М1, поставленных из Польши и СССР в начале войны. К концу 1980-х началась подготовка к собственному производству танков, которые представляли собой экспортный Т-72М1 иракской сборки.

Танк Asad Babil: как иракцам удалось испортить Т-72

Нишу устранившегося СССР заняла государственная компания из Польши Bumar-Łabędy, которая поставляла комплекты для «отвёрточной» сборки танков. И тут-то начинаются странности! В 1988 году на оружейной выставке в Ираке был показан первый Asad Babil, который внешне мало отличался от стандартного Т-72М1. Официальные лица страны утверждали, что сборка машин началась в 1989 году, но поляки, которых обвинили в обходе запретов (в 1990 году эмбарго на Ирак наложила уже ООН – за вторжение в Кувейт), утверждали, что из их деталей ни один танк не был собран. По одной из версий, в Ирак тайно поступали чешские комплекты для местной сборки.

Танк Asad Babil: как иракцам удалось испортить Т-72
Танк Asad Babil: как иракцам удалось испортить Т-72

Такая неразбериха не позволяет доподлинно установить количество созданных «Львов» - в разных источниках приводятся цифры от нескольких десятков – до сотни машин. Можно предположить, что Ирак вполне мог создать более сотни танков, если учесть, что завод проработал до начала 1991 года, пока его не разрушили бомбардировкой коалиционных сил. Как бы там ни было, а эти машины были, более того – они оказали сильное влияние на российское танкостроение.

Неполноценные Т-72

«Эталонный» Asad Babil представлял собой копию экспортного Т-72М, который отличался от машин ВС СССР упрощённым бронированием башни и «комплектацией» - танки, по естественным причинам, поставляли с устаревшими боеприпасами. Самым совершенным снарядом машины был бронебойный 3БМ9, который поражал лишь 245 мм приведённой брони по нормали. Для сравнения, уже советские 3БМ15 могли пробить до 400 мм брони в аналогичных условиях.

Танк Asad Babil: как иракцам удалось испортить Т-72

Несмотря на это создать достаточное количество «эталонных» машин иракцам не удалось. Помимо проблем со снарядами, из-за перебоев с поставками комплектующих некоторые машины были лишены комбинированной брони в корпусе, и элементов системы управления огнём. С переменным успехом это компенсировали: на лобовую деталь корпуса наваривали дополнительный бронелист, что частично снижало ущерб от кумулятивных средств поражения. Также некоторые машины получили бельгийские тепловизоры наводчика, и электрооптические генераторы помех китайского производства. По мнению американской разведки, подвеска иракских Т-72 тоже была модернизирована для увеличения ресурса на песчаном грунте. В таком нестабильном состоянии «Вавилонскому Льву» пришлось отстаивать честь советского танкостроения.

Танк Asad Babil: как иракцам удалось испортить Т-72

Неудачный дебют

Если истинно советские Т-72М смогли себя удачно проявить в столкновениях с иранскими «Чифтенами» в 1988 году, то дебютом Asad Babil стала война с США и силами коалиции в Персидском заливе. Это противостояние проходило с превосходством противника в воздухе, на которое накладывались тактические просчёты. Иракские танки чаще использовались как неподвижные огневые точки, но успеху такой тактики мешали недостатки оптики иракских машин. Не говоря об авиации, американские «Абрамсы» могли расстреливать Т-72 с расстояния в 3 километра, в то время как «Вавилонский Лев» был эффективен на меньших расстояниях. На счету этих машин один M1A1 Abrams, который потерял боеспособность, и был отбуксирован на ремонт после 3-х попаданий в башню. Ещё шесть «Абрамсов» получили незначительные повреждения, которые могли быть устранены на месте, или некритично влияли на боеготовность. Сюда же относятся две БМП M2 Bradley, уничтоженные танками элитной дивизии «Тавакална» при битве на линии «Пуля» (хотя другое мнение гласит, что уничтожили их свои же «Абрамсы»).

Танк Asad Babil: как иракцам удалось испортить Т-72
Танк Asad Babil: как иракцам удалось испортить Т-72

Во время американского вторжения 2003 года ситуация стала ещё хуже – парк Asad Babil поддерживался в той же поре, а «усовершенствования» ограничились закупкой более новых снарядов (уже устаревших к тому моменту). В той кампании на их долю не пришлось никаких заметных успехов. Большинство машин были уничтожены танками и авиацией, а часть танков обнаружили брошенными после падения Багдада. Подбитые «Вавилонские Львы» утилизировали, а некоторые танки отправились в США в качестве тренировочного пособия.

Танк Asad Babil: как иракцам удалось испортить Т-72
Танк Asad Babil: как иракцам удалось испортить Т-72

Итоги. Причём здесь Т-90?

Через два года после падения режима Саддама Хусейна из уцелевших машин сформировали тренировочные подразделения, которые позже «пересели» на полноценные Т-72М1, купленные в Венгрии. На этом история последнего танка Ирака, и худшей модификации Т-72 закончилась, оставив свой след в российском танкостроении.

Танк Asad Babil: как иракцам удалось испортить Т-72

Пока в Ираке горели танки Asad Babil, в СССР завешалась разработка новой версии танка Т-72 – «Объект 188». После принятия на вооружение машина должна была стать советским танком Т-72БУ, где «У - усовершенствованный». Но не успели, и проект оказался в независимой РФ, которой достались огромные арсеналы и открывшийся оружейный рынок. Военные чиновники посчитали, что выходить на рынок с Т-72 (пусть и обновленным) после сокрушительного поражения машины в Ираке (пусть, и не от танков. Пусть, не самые совершенные модели – но осадочек остался) не стоит. Так Т-72БУ превратился в Т-90, что позволило разорвать «родословную» Т-72.