ТРАНСПОРТЕР

ТРАНСПОРТЕР

Транспортер (от лат. transporto — «переношу», «перемещаю», «перевожу») — устройство, предназначенное для транспортировки каких-либо материалов (например, сыпучих) или грузов на небольшое расстояние. Транспортеры разных видов и типов широко применяются во многих отраслях промышленно-хозяйственного комплекса России.

Самый простой и небольшой по размерам транспортер винтовой применяется на многих станках-автоматах. Такой транспортер устанавливается в верхнем корыте основания станка под зоной резания металлических заготовок и предназначен только для удаления сыпучей стружки (в частности, стружки ступенчатой).

Еще в 70-х гг. XX в. был создан конструкторами Союзводока-налпроекта скребковый транспортер для прямоугольных отстойников, который предназначался для очистки дна нефтеловушек и нефтеотделителей от выпадающих из жидкости осадков. Такой транспортер сгребал илистые осадки с горизонтального дна секций к специальным приямкам. Дальнейшее удаление осадков из приямков производится через донные клапаны и илоотво-дящий трубопровод.

Скребковый транспортер применялся и применяется в настоящее время на нефтеперерабатывающих заводах для очистки оборотной воды от всплывающих нефтепродуктов. Такой транспортер представляет собой две шарнирно-пластинчатые цепи, к которым по их длине через 2—4 м прикреплены скребки из досок. Цепи приводятся в движение электродвигателем через редуктор и звездочки, закрепленные на четырех валах. Валы вращаются в самоустанавливающихся подшипниках, расположенных на кронштейнах, прикрепленных к стенкам. Один из четырех валов монтируется на подвижных подшипниках с направляющими, что позволяет натягивать цепи.

Привод скребкового транспортера осуществляется от электродвигателя КОМ-22-6 мощностью 1,7 кВт с частотой вращения 930 через редуктор ГТ-V-175,6 с передаточным числом  175,6 и цепные передачи с общим передаточным числом  16. При разгрузке сыпучих грузов из вагонов и полувагонов широко применяются шнековые транспортеры, главным элементом которых является вращающийся шнек, с приводом от электродвигателя.

Такой транспортер состоит из металлического желоба, в котором установлен шнек с некоторым зазором от основания желоба. Шнек по концам закреплен в подшипниках качения. Транспортеры ленточные широко применяются в различных предприятиях аграрного сектора хозяйственного комплекса России.

Данные транспортеры оснащены резинотканевой транспортерной лентой, опирающейся на ролики; кроме того, на самой ленте прикреплены поперечные планки, удерживающие какой-либо груз на поверхности. Подобные транспортеры применяются, в частности, на птицефабриках и животноводческих фермах.

На элеваторах и в зернохранилищах применяются в основном шнековые транспортеры, предназначенные для перемещения зерна, например при загрузке автомашин-самосвалов или специальных зерновозов бункерного типа.

Автомашины-зерновозы также имеют небольшой шнековый транспортер, применяемый при выгрузке зерна или комбикормов потребителю. Шнековые транспортеры также широко применяются на предприятиях стройиндустрии России.