Все чаще и чаще к эпитету «каникулярное» лето, так емко и образно определяющему многообразие ребячьих дел, добавляется еще одно слово — «трудовое». Мы хорошо понимаем, что главная причина, заставляющая нас так внимательно относиться к труду ребят, заключается вовсе не в том, что взрослые, производя материальные ценности, не могут обойтись без их помощи. Главное в том, что, трудясь на благо людей, школьник растет гражданином своей страны.
Лето — благодатная пора, когда без оглядки на учебную нагрузку можно поручать детям настоящие, серьезные дела — такие, в которых они имели бы возможность проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость, умение преодолевать трудности.
Работа на колхозном или совхозном поле, на ферме, в саду, в лесничестве — это полнокровная жизнь юного человека в большом привлекательном мире дел взрослых. Важно только позаботиться о том, чтобы этот большой мир оказался добрым к юным.
Трудовое и экономическое воспитание школьников — это не новая отрасль педагогики. Не новый раздел школьной программы. Не обязательный пункт летних лагерных планов. Но это то, без чего нигде не может быть нормального воспитания детей. Создавая и воплощая замысел трудовых дел (акций, операций, десантов, субботников, воскресников), дети под руководством взрослых применяют знания, умения, навыки, полученные в школе и во внешкольных занятиях, дополняют, расширяют и обогащают этот опыт. Они все время ищут ответы на вопросы-задачи: «Кому мы поможем?», «Для чего будем делать это дело?», «Ради чего идем на поле?» и т. п.