За несколько минут до открытия смотра-конкурса любительских автомотоконструкций 1966 года в Москве к старту подкатил необычный микроавтомобиль с таким же необычным прицепом на буксире. И автомобиль и прицеп были совершенно плоскими: высота кузова не превышала диаметра колеса от мотоколяски СЗА первых выпусков.
Это был автомобиль «Турист-1», спроектированный и построенный в автоконструкторской лаборатории станции юных техников Харьковского Дома культуры пищевиков. Как это иногда случается, на подготовку к смотру-конкурсу не хватило нескольких часов. Пришлось ехать в Москву ночью. За руль сел руководитель лаборатории Валерий Тарануха, и через четырнадцать часов автомобиль благополучно прибыл в Центральный парк культуры и отдыха имени Горького буквально к самому началу парада. Едва успев привести в порядок машину, Валерий оказался в центре внимания собравшихся на старте специалистов, а спустя несколько часов, когда закончило работу жюри, ему вручили сразу два диплома: один за оригинальную конструкцию машины, другой за водительское мастерство.
На сегодняшний день «Турист-1» уже пройденный этап в работе молодых автоконструкторов Харьковского Дома культуры пищевиков. Ими создано немало интересных микролитражных машин, среди которых выделяется хорошо продуманной рациональной конструкцией автомобиль многоцелевого назначения, который получил название «Турист-2». Как показывает само название, машина является логическим развитием предыдущей. В ней учтены как положительные особенности, так и недостатки первой модели. Получился автомобиль простой и недорогой в постройке, несущий в себе ряд прогрессивных технических решений, легкий в управлении и обслуживании и, что самое главное, являющийся хорошим образцом для самодеятельных конструкторов средней квалификации.
Основная концепция в работе нашей автоконструкторской лаборатории — это тщательное изучение выпускаемых промышленностью агрегатов, узлов и деталей мотоциклов, мотоколясок и автомобилей с дальнейшим их использованием при проектировании и постройке машин собственной конструкции. Это позволяет, с одной стороны, подробно знакомить молодежь с продукцией отечественных и зарубежных предприятий, с другой — наглядно показывать, как надо и как не надо применять то или иное техническое решение на примере уже проверенней в эксплуатации машины. Сравнивая пригодность разных узлов в одной и той же конструкции, мы вырабатываем умение критически мыслить, собственный «конструкторский почерк», без которого нельзя приступать к самостоятельным разработкам. Поэтому и в конструкции нашего второго автомобиля можно встретить много знакомых деталей от мотоколясок, мотоциклов и мотороллеров. Их не нужно изготавливать своими силами — это ускоряет создание машины, позволяя поддерживать интерес к работе у всех ее участников.
В «Туристе-2» (рис. 1) использованы дифференциал и главная передача заднего моста мотоколяски СЗА, полуоси и ступицы задней подвески, двигатель, два передних моста, из которого один переоборудован «на роль заднего» путем установки на него вместо поворотных кулаков подшипников, ступиц и полуосей. В переднюю подвеску СЗА, примененную на нашем автомобиле, внесены следующие изменения: взамен стандартных гидравлических амортизаторов установлены пружинно-гидравлические подвески мотоциклетного типа (от «Паннонии»), колеса оборудованы тормозами с использованием барабанов и колодок, применяемых на заднем мосту все той же мотоколяски. Для этого ступицы передних колес подвергнуты некоторой, в общем, несложной переделке, наподобие той, которая была описана в N° 11 «МК» за 1969 год. Рулевой механизм — от мотоколяски СЗА без изменений, в сборе со стандартными рулевыми тягами.
В конструкции задней подвески применен передний мост СЗА с переносом креплений подвески к подрамнику кузова. К заднему мосту крепится главная передача в блоке с дифференциалом. Главная передача закреплена на кронштейнах и может перемещаться вперед и назад, что позволяет регулироватьцепь привода. В связи с тем, что колея передних и задних колес автомобиля одинакова, а следовательно, шире стандартной колеи задних колес мотоколяски, пришлось удлинять полуоси, вварив вставки. Стандартные амортизаторы заднего моста заменены мотоциклетными.
Колеса и шины — от мотоколяски, декоративные колпаки имеют узкие радиальные прорези, что придает им более изящный внешний вид.
Кузов автомобиля цельнометаллический, несущий, сварной. Для укрепления переднего и заднего мостов кузов снабжен трубчатыми подрамниками. Он выполнен открытым, без дверок, поскольку машина рассчитана в основном на эксплуатацию в период летних школьных каникул.
Двигатель расположен в передней части автомобиля. Передача на задний мост осуществляется цепью от мотоцикла ИЖ, несколько удлиненной. Для предотвращения ее провисания на полу кузова установлены резиновые валики. Сверху цепь закрыта легкосъемным кожухом. Капотом служит крышка багажника автомобиля «Запорожец». Под ним располагаются бензобак, снабженный датчиком уровня топлива, реле-регулятор, катушка зажигания, панели подключения осветительных приборов и блок предохранителей.
В задней части автомобиля, под сиденьем, имеется ящик для инструментов и аккумулятора. Сиденья автомобиля изготовлены полужесткими, смягчающим материалом служит поролон толщиной 120 мм. Чехлы сидений непромокаемые, из высококачественного кожзаменителя. Из такого же материала изготовлен тент автомобиля. Каркас тента — тонкостенные стальные трубы, соединенные шарниром с таким расчетом, чтобы тент мог складываться и сниматься. Лобовое стекло может быть откинуто на капот, а при желании — быстро снято.
Все рычаги, педали и приборы управления автомобилем расположены в соответствии с общепринятой схемой и с учетом технических условий на постройку автомобилей. Привод сцепления и дросселя осуществляется с помощью гибких тросов. Привод передних тормозов — через тросы, задних — тягой с уравнительным рычагом. Стояночный тормоз действует на одно заднее колесо. Рычаги управления коробкой передач и реверса расположены справа от водителя, тяги — трубчатые, с устройством для регулировки по длине. Автомобиль снабжен шанцевым инструментом (туристским топориком и лопатой), которые крепятся по бортам кузова. Для предохранения водителя и пассажира на ходу дверные проемы снабжены легкосъемными перевесками-ремнями на карабинах.
Электрооборудование 12-вольтовое, от мотоколяски. В дополнение к обычной схеме освещения имеются две фары-искатели.
В. ТАРАНУХА,
г. Харьков