Тяговый расчет ходового оборудования имеет целью определить необходимые тяговые силы, развиваемые в движителе, и мощность привода.
Тяговый расчет гусеничного ходового оборудования
Одновременное действие всех приведенных в выражении сопротивлений в расчет не принимают.
В тяговом расчете определяют два значения тяговой силы: максимальное и минимальное (реактивное). Первое необходимо для выбора движителей, второе определяет способность незаторможенной машины сопротивляться внешним силам, способствующим ее угону (инерции, ветра, составляющей силы тяжести на уклоне).
Прямолинейное движение. Максимальную тяговую силу Wt.n. max при прямолинейном равномерном движении на подъем двух-и многогусеничных машин с достаточной для практики точностью можно определить по формуле
Благодаря одинаково жестким механическим характеристикам движителей тяговая сила гусеницы, встречающей меньшее сопротивление движению, может передаваться через раму машины гусенице, встречающей большее сопротивление. Поэтому можно считать, что при прямолинейном движении суммарная тяговая сила распределяется поровну между всеми приводными гусеницами независимо от различия в вертикальных нагрузках, приходящихся на тележки гусеничной системы, и в сопротивлениях передвижению отдельных гусениц.
Разворот машины. В двухгусеничной системе момент разворота создается разностью тяговых сил в забегающей и отстающей гусеницах при неизменном направлении этих сил.
Уравнение тягового баланса для забегающей гусеницы при установившемся движении по кривой при повороте имеет вид
Режим разворота — решающий в тяговом расчете, поскольку потребная сила тяги в гусенице при повороте двухгусеничной машины в несколько раз превышает силу тяги при прямолинейном движении.
В многогусеничных системах момент разворота создается поперечными силами (рис. 3.6.9), возникающими на управляемых гусеницах в результате их поворота относительно рамы машины. При этом значительную роль играет конструктивное исполнение многогусеничных систем, среди которых выделяются две принципиально отличные группы: трех- и четырехопорные.
Для уменьшения поперечных сил, действующих на гусеницы при развороте, в четырехопорных машинах все гусеницы делают приводными, а углы их поворота устанавливают либо одинаковыми, либо угол поворота отстающих гусениц (внутренних по отношению к центру поворота) принимают большим, чем забегающих.
Проведенные сравнительные исследования различных гусеничных систем показали, что наименьшее увеличение силы тяги при повороте происходит у трехгусеничных опорных систем со всеми приводными гусеницами.
Тяговый расчет шагающего ходового оборудования. Привод шагающего механизма расходует энергию на подъем экскаватора массой тэ, преодоление сил трения базы о грунт при перемещении экскаватора (для трехопорного механизма) и на перенос ходовых башмаков. Последнюю составляющую можно не учитывать из-за ее относительно малой величины.
Тяговыи расчет рельсового ходового оборудования. Приводную мощность двигателей рельсового ходового оборудования рассчитывают по полному сопротивлению перемещению Wж, определяемому из выражения: