Удаляем кран-регулятор из примуса Шмель
Парк популярных примусов "Шмель" огромен, и использоваться туристами, рыбаками и охотниками они будут еще много-много лет. Но, как и любая советская поделка, "Шмель" небезупречен и требует умелого обращения...
Матерые примусологи знают, что у этого знаменитого примуса было несколько модификаций "крана" - вентиля, управляющего пламенем. Был вариант с зубчатой рейкой, которая если ломалась - то сейчас уже фиг найдешь, был вариант с шариком, проклинаемый пользователями за склонность к залипанию... Был и нормальный вариант - с конусным клапаном.
Если вы - шмелевладелец, и у вас нет пока проблемы со сломанной рейкой или с залипающим шариком, как минимум вы наверняка отмечали, что регулировка пламени примуса вентилем - острая и нестабильная. Этим страдают любые модификации "Шмелей", и причина в том, что от максимума до минимума регулировка вентиля составляет всего ЧЕТВЕРТЬ оборота, а на нее накладывается еще и люфт в кривошипе внутри, и в соединении "ось вентиля-ручка". Про регулярное подтекание бензина через идиотское уплотнение оси вентиля графито-асбестной крошкой я вообще молчу...
Можно ли как-то оптимизировать старину "Шмеля" в этой части? Можно! Например, сделав примус НЕРЕГУЛИРУЕМЫМ, выкинув ось вентиля, удалив шток с иглой и шарик, и заглушив отверстие в поджимной гайке вентиля. Процедура эта крайне простая - разбираем вентиль, вытряхивая графитный мусор, вынимаем ось вентиля и шток с иглой, вкручиваем в поджимную гайку подходящий болтик М2 или М3 c потайной головкой, конус которой плотно заглушит отверстие, и заворачиваем поджимную гайку обратно - лучше на высокотемпературный герметик.
Разумеется, у подобного решения наличествуют и минусы. Нерегулируемое пламя мы к минусам не относим - даже опытные примусоведы рекомендуют использовать кран "Шмеля" по принципу "открыт-закрыт", без промежуточных положений. А вот вопрос тушения примуса - он встает... Ведь от вентиля, который перекрывает поток бензиновых паров под давлением, мы отказались!
Задуть хорошо раскочегаренного "Шмеля" ртом вряд ли удастся - это вам не свечка... Поэтому тушить примус, лишенный вентиля, придется снятием верхней перфорированной чашки - рассекателя. Пламя горящих паров бензина тут же срывается и гаснет. Для этого удобно пропустить через пару отверстий рассекателя кусочек стальной проволоки, связав его концы так, что получилась своеобразная "рукоятка".
После погасания горелки нужно сразу приоткрутить на один-полтора оборота гайку насоса, чтобы стравить давление - иначе пары горячего бензина продолжат выходить через жиклер, воняя и расходуя даром топливо.
Однако надо отметить и еще одну проблему, вызванную отсутствием вентиля. Транспортировать примус придется БЕЗ бензина в бачке. Иначе от температурных перепадов (улица-дом, улица-автомобиль) воздух в бачке расширяется и давит на топливо, которое начинает сочиться наружу через открытый жиклер, воняя. Так что топливо придется сливать во внешнюю емкость, если оно осталось, и заливать обратно перед использованием примуса.
Впрочем, немного бензина можно и оставлять - не больше четверти от объема бачка. Но в этом случае придется приоткрутить заливную накидную гайку насоса, чтобы полость примуса сообщалась с атмосферой, и нагрев воздуха в бачке не выдавливал бензин наружу. С большим количеством бензина такой трюк уже делать нежелательно, ибо при колебаниях примуса при перевозке/переноске топливо будет плескаться и сочиться уже через заливную гайку насоса...