Ивановская горка (вместе с кварталами, зажатыми между Бульварным и Садовым кольцами, Мясницкой и Яузой) - мое любимое место в Москве. Название свое район получил от монастыря Иоанна Предтечи, который также дал свое имя двум переулкам - Большому Ивановскому и Малому Ивановскому. И если Малый Ивановский есть до сих пор, до куда делся Большой? А Большой стал улицей Забелина - что приятно, а то не часто в честь историков улицы называют. Но сегодня речь пойдет не обо всей уютной ресторанной улочке, а об одном конкретном доме.
Речь идет о городской усадьбе Сумарокова-Тюляевой по адресу Забелина 3/2, которая чуть больше десяти лет назад выглядела вот так:
Фото с сайта um.mos.ruСчитается хорошим тоном ругать Москву за утрату памятников архитектуры (с чем я скорее не согласен), но когда что-то отреставрировано, причем отреставрировано качественно - то стоит это что-то похвалить. В принципе, с этим справились и без меня - первый раз в 2012, а затем - в 2016, когда усадьбу Сумарокова признали лучшим примером московской реставрации (в том же году на это звание еще претендовал особняк Зимина рядом с садом Эрмитаж и усадьба Разумовского на улице Казакова - вот о ней я пока не рассказывал, мало фотографий накопилось, а вот про крайне оригинального хозяина и его церковь успел написать статью "Домовая церковь масона, иезуита и тайного советника"). Предположу, что при опросе роль сыграло явно выгодное расположение сегодняшней героини - все-таки Забелина и соседняя Солянка гораздо более оживленные улицы. Без скандала, правда, не обошлось - досталось полной перелицовке фасада современными материалами, но на мой, профанский, взгляд результат получился отличным. Особенно, если сравнивать с реставрацией храма в Грачевке или собора Александра Невского в Нижнем Новгороде. Современность глаза не режет.
С интересными хозяевами усадьбе повезло меньше, чем гнезду Разумовских. Еще до усадебной перестройки здесь жил секретарь губернской канцелярии Казаков, которого сменил представитель дворянского рода Ржевских (не гусарский поручик, увы!). Затем усадьба отошла одному из "титульных" хозяев - Николаю Андреевичу Сумарокову (или Суморокову по другому написанию), о котором можно сказать три вещи: он жил до XIX века, был военным (дослужился до бригадира) и он явно не числиться в самых ярких и любимых историками представителей необъятного семейства Сумароковых.
Обратите внимание: Австралийская коммунистка, ставшая мамой сотням испанских военных сирот.
Его усадьба не пережила московский пожар 1812 и была перестроена в классическом "палладианском" стиле, столь популярном среди дворян старой столицы.Что делает самой интересной частью дома его кусочек в левой части фасада - с улицы этого не видно, но при реставрации удалось подчеркнуть маленький участок (два этажа, четыре окошка), оставшийся от старых боярских палат XVII-XVIII веков. Финальным частным владельцем усадьбы стала Надежда Тюляева, превратившая её в доходный дом. После революции здание национализировали и отдали под архив. После реставрации сюда вселилась одна организация, о которой можно рассказать поподробнее - Императорское палестинское православное общество.
Давайте сразу оставим за скобками сам факт существования "Императорского православного палестинского общества" в наше время, т.к. к любому из слов в названии (кроме, разве что, "общества") можно придраться. Гораздо интереснее его история. Общество было основано Василием Николаевичем Хитрово, тоже представителем весьма обширного аристократичного семейства (один из его предков основал мой родной город Симбирск/Ульяновск, а в честь другого родича назвали знаменитую Хитровку), и ставило перед собой задачу способствовать паломничеству православных жителей империи в Святые места, а заодно и изучать нынешнюю ситуацию в этом (уже тогда) бурном регионе.
Можно сказать, что современная российская ориенталистика и изучение Ближнего Востока существует, во многом, благодаря деятельности, начатой ИППО. Что характерно - несмотря на гонения в первые годы советской власти, развивающееся государство быстро осознало, какую пользу могут принести знатоки региона в ближайшем будущем, и возобновило деятельность организации под названием "Российское палестинское общество". С 1934 года и до своей смерти в 1951 его возглавлял невероятно интересный Игнатий Юлианович Крачковский, последний "царский" профессор, состоявший в обществе до и после революции, арабист, переводчик Корана и "Сказок 1001 и одной ночи". Собственно, современная версия его организации и заняла особняк в 2012 году, а справа от входа красуется бюст В.Н. Хитрово, который к данной усадьбе отношения никакого не имел (что вводит в заблуждение некоторых прохожих). Относительно недавно на первом этаже здания открылся музей ИППО, в который стоит заглянуть на досуге.
А для любителей покушать (и прежде, чем набегут сторонники "лакейскости" - если слово не стеснялись использовать Чехов, Куприн, Островский и Гончаров, в числе прочих, то и для меня оно сгодится) в том же дворике, только левее, располагается филиал питерской пиццерии-пивной "Camorra". В СПб я на неё наткнулся случайно, зайдя в соседний книжный, так что встретить её московскую версию было приятно.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Усадьба на московской ресторанной улочке - дом военных и арабистов.