В ПУТИ

В ПУТИВ ПУТИВ походный ритм нужно втянуться, поэтому маршрут планируйте так, чтобы в первые дни, когда еще тяжелы рюкзаки, проходить не более 10— 15 км. Ежедневно путь удлиняется и на простых участках уже составляет 20—25 км в день. Через каждые 40—50 мин. ходьбы полагается короткая остановка на 10—15 минут, а через 3—4 ч—обеденный привал (1—. 1.5 ч). Километраж второй половины дня меньше, чем первой.

Походный строй «гуськом» встречается на многих туристских тропах. Известный путешественник В. К. Арсеньев вел в пути отряд «гуськом» и просил двигаться по возможности бесшумно. Он ставил впереди того, кто мог идти небыстрым шагом.

При движении по бездорожью с преодолением различных естественных препятствий расходуется очень много сил и времени, поэтому при полной нагрузке за день километраж в походе уменьшается. Движению обычно препятствуют лесные чащи с густым подлеском, буреломы, крутые подъемы и спуски, реки, ручьи, болота, разного рода осыпи.

Лесные чащи при групповом переходе проходите гуськом, не растягивайтесь, но и не слишком сокращайте интервалы: хлесткие ветви, отпущенные передними, не должны бить идущего за ним товарища. В самой чаще, где с трудом протискиваешься между деревьями, защищайте лицо, подняв локти вперед до уровня груди, кулаки кверху. При этом удары веток принимают на себя руки. Самые неприятные участки в буреломе. Здесь деревья лежат слишком высоко, через них не перелезть, и слишком низко, чтобы пройти под ними. Такие места попытайтесь обойти.

Часто приходится идти по крутым травянистым подъемам и склонам. Их берут либо «в лоб», либо серпантином— зигзагами. Напрямик можно идти, если подъем не крутой, нет камней, которые могут упасть на идущих сзади. Самое главное — не наступить на «живой» камень, безошибочно выбрать надежную опору. Карабкаясь вверх, ставьте ногу на всю ступню, а не на носок, иначе быстро устанете.

Многие естественные препятствия влияют на ритмичность, равномерность шагов, и скорость ходьбы от разных неблагоприятных условий снижается.

Техника безопасности требует, чтобы замыкающим группы был опытный юный географ-краевед, а руководитель группы на маршруте должен следить за тем, чтобы не было отстающих.