ВЕЛОПРОБЕГ В ЧЕСТЬ ПОБЕДЫ

У поэта Юрия Воронова, чье отрочество — таинственная и прекрасная пора перехода из детства в юность — определилось жестокой ленинградской блокадой, есть такие строки:

Нам в сорок третьем выдали медали И только в- сорок пятом паспорта.

Вот такие блокадные мальчишки сидели передо мной, когда осенью 1944 года я, демобилизовавшись после тяжелого ранения, был назначен директором ленинградской школы № 32.

Работа в школе ладилась. Ребята стосковались по учебе, а коллектив учителей оказался на редкость сильным. Бурно, радостно встретили День Победы и начали готовиться к первому послевоенному выпуску из десятого класса.

И однажды в конце мая у самой школы встретился со знакомым, когда-то довольно известным велосипедистом В. И. Андреевым.

— Поручили бы вы мне тренировать ваших ребят езде на велосипедах, — сказал он. — Я хоть и с покалеченной рукой, а до Москвы доеду.

Запала эта мысль в голову: а что, если с блокадными ребятами организовать в честь Победы агитационный велопробег Ленинград — Москва? Из Ленинграда едут дети, перенесшие блокаду...

Первая проблема — каким путем достать по меньшей мере двадцать пять — тридцать велосипедов. Именно с этого надо было начинать. Попытка' не пытка.

Написал маршалу Л. А. Говорову от имени учащихся и учителей обстоятельное письмо.

Дней через десять звонок из Полевого управления Ленинградского фронта: такого-то числа к такому-то часу явиться к дежурному со списком участников пробега с указанием их возраста. Срочно был составлен список учеников выпускного и других классов, имеющих медали «За оборону Ленинграда».

В назначенный день явился к дежурному полковнику, представил документы, тот поручил бывшему при нем офицеру проводить в приемную командующего. Я был уверен в успехе дела и особенно не волновался.

Передо мною было знакомое по портретам чуть одутловатое лицо с густыми, слегка нахмуренными бровями и усами щеточкой. Маршал кивнул головой, скользнув взглядом по мне и увидев, что я опираюсь на трость, пригласил сесть. Поинтересовался, выдержат ли ребята-блокадники такую нагрузку. Спросил, как будут организованы отдых, питание.

— Машины будут доставлены в школу с запасными частями, — сказал Леонид Александрович. Чуть помедлив, заметив нашивки о ранении и награды, спросил:

— Где воевали?

Коротко рассказал маршалу. Ушел после этой встречи окрыленным. Участникам пробега было обеспечено техническое, медицинское обслуживание, усиленное питание.

Все пришло в движение. Врач А. В. Языков, военрук и тренер провели тщательный отбор участников. Машины прибыли в исправном состоянии, новенькие, с запасными частями. Начались каждодневные тренировки. Для тренировок мы выбрали Киевское шоссе — до Гатчины, через Пулковские высоты. Вначале 20, потом 30, дальше 50 километров, и, наконец, 90—95 километров за день.

В состав команды вошло шестнадцать учеников шестых—девятых классов.

Подготовка полностью завершилась. План велопробега был утвержден. Маршрут пролегал из Ленинграда в Чудово, затем Новгород, через Валдай, Торжок и Калинин — в Москву. Командиром пробега назначен военрук школы А. К. Мосин. Во время тренировки 8 июля ребята стали свидетелями исторического возвращения 30-го Гвардейского     стрелкового корпуса, корпуса победителей, которому была уготована торжественная встреча в городе. Вид этих солдат прибавил бодрости и напористости участникам будущего велопробега. В последние дни в тренировках участвовал и автофургон с шофером Г. С. Старцевым. Он был загружен запасными велосипедами, частями, палатками, кухонным и столовым инвентарем. На стоянках ребята быстро научились развертывать палатки.

Утром 16 июля 1945 года на площади Островского выстроились с велосипедами участники пробега. На борту автофургона было ярко обозначено:

ВЕЛОПРОБЕГ ЛЕНИНГРАД — МОСКВА

Среди провожающих учителя и школьники, родители, представители обкома ВЛКСМ, военного округа, милиции, корреспонденты. Звонко разнеслись   над  площадью   слова:

— Счастливого пути, дорогие мальчики!

Одиннадцать часов. Пробег начался.

По неотложным хозяйственным делам я задерживался и должен был поездом догнать их. Радио и газета «Смена» сообщали, как идет велопробег, как встречают местные жители, какую работу проводят среди них участники. Так, 25 июля «Смена» под заголовком «Юные велосипедисты на пути в Москву» писала: «...уже проехали Калинин. Юные велосипедисты на сутки опережают свой график. В Калинине школьников-ленинградцев тепло встречали представители горкома ВЛКСМ, железнодорожных организаций. Участники пробега чувствуют себя бодро. Все велосипеды в полной исправности».

Меня срочно вызвали в Наркомат путей сообщения в Управление учебными заведениями к генералу М.   Я.   Белоусову   и   полковнику В. С. Иванову, которые ознакомили с планом встречи участников велопробега. Я внутренне ликовал, когда услышал, какой церемониал ожидает моих ребят. К ночи я выехал в район Солнечногорска, где предполагалась последняя остановка. Нагнал ребят вблизи леска, где они разбили лагерь.

Встреча была радостная, ребята готовились к ужину. Все здоровы, поломок не было. Доктор отметил, что, по его наблюдениям, ребята хотя и исхудали, но окрепли.

Ребята, перебивая друг друга, рассказали, какие интересные встречи в пути ждали их, посетовали на трудность преодоления Валдайских холмов. Добром помянули тренера, когда он заставлял их по нескольку раз подниматься на Пулковскую высоту.

В двух разбитых палатках учащиеся улеглись спать, согласно установившемуся распорядку.

Утро 25 июля встретило нас солнцем. Хорошо отдохнувшие, умытые, свежие, одетые в новые майки, какие-то торжественные, сели мы. завтракать.

Не спеша двинулись в путь. Впереди, как всегда, командир пробега, а за ним ребята, на майках которых ярко блестели начищенные зубным порошком медали «За оборону Ленинграда». В районе станции Химки нас первым встретил эскорт милиции на мотоциклах, обеспечивающий «зеленую улицу», — на их автомашине, идущей впереди, свежевыкрашенный плакат: «Велопробег Ленинград — Москва».

Газета «Вечерняя Москва» от 26 июля сообщала: «Вчера в 4 часа 45 минут дня было получено извещение—18   юных   велосипедистов прошли Химки... стартовавшие 16 июля в 11 часов утра с площади Островского. В пути им пришлось ехать во время солнцепека, сильных дождей и ливней. Велосипедисты загорели и прибыли в Москву окрепшими. Машины Московского велозавода не подвели. Резина хорошо выдержала. Три машины, в том числе командира пробега военрука школы А. Мосина и ученика 8 класса В. Петрова прибыли в Москву с накаченным «ленинградским воздухом».

Москвичи с удивлением смотрели на цепочку растянувшихся велосипедистов и, прочитав надписи, громко аплодировали. У Белорусского вокзала замерло движение автотранспорта, в идеальном строю застыла Центральная детская спортивная школа с плакатом: «Привет юным спортсменам героического Ленинграда». Суетились корреспонденты с фотоаппаратами, камерами. Ребята, как мне показалось, занервничали, кое у кого вдруг ни с того ни с сего повело рули в сторону. Наша легковушка сразу шла за цепочкой, далее фургон, где Н. Ф. Данилов и доктор держали наготове велосипед, если потребуется замена. Только бы никто не упал. Выбрались на Садовое кольцо. Остановившиеся машины легкими гудками приветствовали едущих ленинградцев. Вот и площадь Красные Ворота, оцепленная милицией. У здания Наркомата путей сообщения собралось огромное количество встречающих.

Газета «Вечерняя Москва» сообщила:

«В 5 часов 30 минут заиграл оркестр. Строем друг за другом финишировали велосипедисты в фиолетовых майках. Они сделали круг, сошли с машин и выстроились».

Велосипедистам была устроена торжественная встреча, их тепло приветствовал представитель Народного комиссариата путей сообщения генерал-директор 2 ранга товарищ Белоусов и начальник Главного управления Всеобуча генерал-майор Пронин и другие.

Открывая митинг, М. Я. Белоусов, сказал:

— Мы с особенной радостью встречаем вас, юных представителей героического Ленинграда.

В конце митинга с ответным словом выступил ученик 8 класса В. Петров, передавший привет от ленинградцев и благодарность москвичам за теплую встречу.

На следующий день ленинградцы посетили выставку трофейного оружия, побывали в театре Красной Армии, а вечером скорым поездом отправились домой.

А 1 августа 1945 года «Смена» поместила открытый «Рапорт» маршалу Говорову. Юные велосипедисты рассказывают о своем пробеге.

«Дорогой Леонид Александрович!

Рапортуем Вам о завершении велопробега по маршруту Ленинград — Москва.

На подаренных Вами веломашинах мы 16 июля с. г. стартовали с площади Островского. За 8 ходовых дней мы покрыли расстояние в 740 километров и 25 июля финишировали в столице нашей Родины Москве.

Пробег мы посвятили замечательной победе над фашистской Германией и своим переходом содействовали возрождению спортивной славы Ленинграда.

Настойчивость, терпение, ленинградская закалка позволили нам преодолеть все препятствия и впервые в истории детского спорта совершить пробег по такому маршруту.

Благодарим Вас за содействие в организации этого мероприятия и заверяем, что и в дальнейшей учебе, во всей нашей жизни будем достойными   имени  ленинградцев».