Верный друг, вот весло: Искусство морского боя на галерах

История первых кораблей, которые придумал человек, теряется в глубине веков, но основным типом боевых судов во времена Древнего мира были галеры — длинные узкие суда, приводимые в движение веслами за счет физической силы гребцов.

Примерно в то же время зародились и стали совершенствоваться приемы ведения морского боя.

Верный друг, вот весло: Искусство морского боя на галерах
Rama. Модель римской галеры

Легкие и маневренные

Первым и главным тактическим приемом во время морских сражений был обычный таран, а основной целью команды — вывод из строя корабля противника. Вторым средством одержать верх над врагом можно назвать классический абордаж. Маневренные галеры отлично подходили для выполнения обеих задач.

Верный друг, вот весло: Искусство морского боя на галерах
Рисунок на вазе. Греческая галера получает таранный удар в кормовую часть корпуса

Со времен Античности большинство гребных судов оснащалось парусом, однако основной движущей силой все равно оставались весла, спущенные на воду по обоим бортам корабля и часто в несколько рядов. С помощью гребцов галера двигалась независимо от силы и направления ветра, стремительно набирала скорость, а главное — быстро маневрировала.

Паруса использовались при попутном ветре и в длительных переходах, давая отдых гребцам, но всегда спускались во время сражения.

Верный друг, вот весло: Искусство морского боя на галерах
К. Грюненберг. Венецианская большая галера с тремя парусами

Решающий удар

Несмотря на обязательное наличие на борту галеры копий, луков и стрел, а иногда даже тяжелых баллист, морские битвы решались не дистанционным оружием, а непосредственным контактом с врагом.

Сошедшиеся в схватке корабли старались зайти в борт или корму противника и со всего хода проломить деревянную обшивку. Для повышения эффективности этого приема примерно в VIII веке до нашей эры на носовую часть галеры стали устанавливать выкованный из бронзы таран — ростр.

Если ударить в борт или корму по какой-либо причине не удавалось, команда галеры старалась направить свое судно так, чтобы повредить весла противника, поскольку обездвиженный корабль становился легкой мишенью. В итоге враг либо тонул, либо дело завершал абордаж и рукопашная схватка.

Верный друг, вот весло: Искусство морского боя на галерах
Р. Олтян. Битва при Ладе

Стоит отметить, что легкие деревянные галеры обладали приличным запасом плавучести и даже будучи полностью затопленными водой, как правило, оставались на поверхности. Победившая сторона получала хоть и нуждающийся в ремонте, но весьма ценный трофей.

На абордаж

Тактика боя римского галерного флота в период Пунических войн несколько отличалась. Рим изначально не занимался развитием мореходства, предпочитая использовать для транспортировки товаров наемные суда, что в итоге сказалось на подготовке своих собственных моряков.

Для военных походов римляне строили большие и тяжелые галеры, несущие на борту тяжелую пехоту, на которую и делалась основная ставка в морском бою. Такой флот не требовал особенного мастерства ни от моряков, ни от гребцов, роль которых обычно исполняли рабы.

Во время сражения римляне обстреливали корабли противника из луков, баллист и катапульт, а затем брали вражеское судно на абордаж. Дело завершали закованные в броню легионеры.

Верный друг, вот весло: Искусство морского боя на галерах
Рельеф на колонне Траяна. Римские галеры, использовавшиеся во время дако-римских войн

Огнеметные галеры

Тенденция утяжеления галер сохранялась и в период Поздней Античности, а в Раннем Средневековье морские тараны вовсе исчезли из употребления. После падения Западного Рима ведущей средиземноморской державой стала Византия, обладающая сильнейшим для своего времени флотом.

Верный друг, вот весло: Искусство морского боя на галерах
Миниатюра. Морской бой византийцев

Сохранились описания морских сражений византийцев с арабами, когда кроме обычного дальнобойного оружия они использовали против вражеских кораблей «греческий огонь». Секрет этой горючей смеси утерян, но, судя по всему, этот аналог напалма распылялся в сторону вражеского судна из специального сифонофора, усыновленного на носу византийской галеры.

Впрочем, несмотря на применение огня, поединки чаще всего, как и раньше, завершались абордажем и рукопашной схваткой.

Конец гребной эпохи

Ситуация не изменилась даже когда появились первые артиллерийские орудия. Пушки были недостаточно скорострельными и дальнобойными, чтобы внести существенные изменения в тактику морских сражений.

Например, в битве при Лепанто 1571 года, турецкий флот, состоявший из одних галер, проиграл парусной армаде Священной лиги только потому, что обладал уступающими по численности и подготовке абордажными командами.

Верный друг, вот весло: Искусство морского боя на галерах
Ф. Бертелли. Битва при Лепанто

Тем не менее, к концу XVI века парусный флот с усовершенствованными корабельными орудиями окончательно вытеснил гребные галеры из числа основных боевых судов.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Что ещё почитать:
Кобуксон — корейская боевая черепаха. Корабль, который нельзя было взять на абордаж
Каре: бескомпромиссное противостояние пехоты и конницы