26 апреля 1986 года случилась крупнейшая техногенная катастрофа в истории человечества. Сбой в работе реактора привел к взрыву на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, с выбросом опасных радиоактивных материалов.

Военная техника Чернобыля. Часть-1
Со временем многие машины в зоне отчуждения стали добычей мародеров и охотников за металлоломом

В ликвидации аварии было задействовано беспрецедентное количество людей – 600 тысяч. В зону катастрофы были командированы действующие военнослужащие из различных частей, дополненные резервистами. На их плечи ложилась самая рутинная и опасная работа, заключавшаяся в разборе завалов и расчистки территории. Для этих целей, в зону катастрофы были доставлены практически все виды инженерной (и не только) бронетехники, находящейся на вооружении Советской Армии.

Военная техника Чернобыля. Часть-1
Вид на могильник техники, позволяющий увидеть лишь малую часть техники, оставленную в зоне катастрофы

Миссия машин была «одноразовой», так как проводить дезактивацию техники было дороже, чем бросить ее. Потому технику свозили в «могильники» - место последней стоянки сотен автомобилей, инженерных машин, вертолетов и бронетранспортеров. Сегодня мы рассмотрим эти образцы, за рычагами которых люди отдавали свой, порой самоубийственный, долг Родине.

ИСУ-152

Военная техника Чернобыля. Часть-1
В Чернобыль машины прибыли из базы хранения артиллерийских вооружений в Новомосковске.
Военная техника Чернобыля. Часть-1
Их роль в ликвидации до сих пор вызывает споры. Кто-то утверждает, что машины должны были вести стрельбу по стенам поврежденного энергоблока, дабы появилась возможность провести магистрали для охлаждения топлива. Но позже от затеи отказались, и судьба машин в Зоне неизвестна.
Военная техника Чернобыля. Часть-1
На данном экземпляре орудие демонтировали, закрыв амбразуру свинцовой заглушкой
Военная техника Чернобыля. Часть-1
Одна из самых известных у "туристов" ИСУ-152 - машина с бортовым номером "100", стоящая вне скопления техники.

ИМР-1

Военная техника Чернобыля. Часть-1
Инженерная машина разграждения была создана на шасси танка Т-55. Корпус машины был герметичен и обладал противоатомной защитой.
Военная техника Чернобыля. Часть-1
Стрела машины могла поднять груз массой до двух тонн, а бульдозерный отвал позволял расчищать завалы на скорости до 200 метров в час
Военная техника Чернобыля. Часть-1
Так как на момент аварии это была единственная машина, которая могла работать в непосредственной близости к реактору,большинство имеющихся на вооружении машин, были направлены в зону отчуждения
Военная техника Чернобыля. Часть-1
Последнее пристанище ИМР-1, действовавшие в Чернобыле, обрели на военном аэродроме в окрестностях Припяти.

БАТ-М

Военная техника Чернобыля. Часть-1
Путепрокладчик на основе шасси артиллерийского тягача АТ-Т обладал бульдозерным отвалом шириной в пять метров
Военная техника Чернобыля. Часть-1
БАТ-М в процессе сноса дома в рамках "захоронения" деревень
Военная техника Чернобыля. Часть-1
Кабина машины была герметичной, с фильтро-вентиляционной установкой. Это позволяло экипажу дольше находится в зоне высокого заражения
Военная техника Чернобыля. Часть-1
Как и многие другие образцы техники, БАТ-М остался догнивать на территории Зоны.

БМР-1

Военная техника Чернобыля. Часть-1
Бронированная машина разминирования была создана во время войны в Афганистане. Базой для нее послужила самоходка СУ-122-54
Военная техника Чернобыля. Часть-1
На чернобыльской БМР виден каркас с дополнительной свинцовой защитой
Военная техника Чернобыля. Часть-1
После долгих лет в могильнике, на ИМР не осталось ни грамма свинца.

Несмотря на то, что этот текст о технике, все мы понимаем, что за рычагами находились отважные и самоотверженные люди, которым, пожалуй, без преувеличения, обязан весь мир.

Спасибо за внимание! Во второй части материала мы коснемся более традиционной техники, задействованной в ликвидации аварии на ЧАЭС. Рекомендую материал о специальном транспорте ВТС "Ладога", который был создан для условий, сложившихся в 1986 году.