«Врагу не сдаётся наш гордый "Варяг"»: какова реальная причина славы крейсера?

Если вы читали одну из предыдущих статей, то знаете, что 25 января эскадра адмирала Уриу была отправлена в Чемульпо для ликвидации русского консульства и кораблей-стационеров. Бой «Варяга» стал одной из легенд нашего флота, а написанная германским композитором Грейнцом песня об этом сражении – его неофициальным гимном.

«Врагу не сдаётся наш гордый

Однако очень немногие знают о некоторых неприглядных обстоятельствах сего сражения и что стало реальной причиной прославления этого крейсера.



В Чемульпо

Этот город служил воротами в мир для корейской столицы Сеула, потому наличие на его рейде кораблей-стационеров было обычным в те времена элементом морского пейзажа. Одной из его составляющих были и русские корабли, речь в данном случае идёт о крейсере «Варяг» и канонёрке «Кореец»; японское консульство представлял устаревший броненосный крейсер «Чиода».

23 января 1904 года, когда Токио разорвал отношения с Петербургом, его командир Мураками привёл своё судно в боевую готовность и предложил командованию атаковать противника прямо в порту. Однако, Того, понимая к каким международным последствиям может привести такой бой, его инициативу отклонил, приказав идти на соединение с силами Уриу – вечером следующего дня японский стационер покинул рейд.

«Врагу не сдаётся наш гордый

Замечу, что в рамках военных приготовлений, контролировавшиеся японцами телеграфы Кореи, 24 января получили приказ задерживать русские телеграммы, поэтому командовавший крейсером каперанг Руднев узнал о разрыве отношений с Японией от своих иностранных коллег.

Поскольку ночной уход «Чиоды» был убедительным свидетельством готовящейся войны, то он предложил русской миссии покинуть город на борту своего корабля, но её глава, не имея указаний от Петербурга, отказался. Вместе они решили отправить в Порт-Артур с донесением «Кореец», однако оперативно подготовить канонёрку к выходу не удалось. Дело в том, что на ней решили перевезти и часть казачьего конвоя консульства: сборы и погрузка коней стала причиной проволочки, которая в итоге не позволила ей покинуть порт.

«Врагу не сдаётся наш гордый

Накануне

Утром 26 января эскадра Уриу в составе шести крейсеров, восьми эсминцев и трёх транспортов достигла Чемульпо и начала высадку экспедиционного корпуса: по логике международного права Руднев не мог противодействовать, так как японцы в свою очередь пока не начинали боевых действий.



Однако во второй половине дня, при попытке выхода «Корейца» в море их крейсера и эсминцы боевым маневрированием и торпедными атаками принудили его вернуться в порт. Вечером адмирал Уриу получил «добро» из Токио на атаку русских кораблей в порту, о чём утром следующего дня поставил в известность Руднева, предложив выйти из порта для боя или сдаться – как вы знаете тот принял решение прорываться в Порт-Артур.

«Врагу не сдаётся наш гордый

«Последний парад наступает»

В 11:55 27 января крейсер и канонёрка снялись с якорей и под аккомпанемент «Боже, царя храни!», который исполняли в их честь стационеры других стран, двинулись к выходу из гавани. В 12:00 была объявлена боевая тревога, пять минут спустя их засёк всё тот же «Чиода», а в 12:12 японцы экстренно снялись с места, оставив якоря на грунте.

Понимая, что сформировать классическую «палочку над Т» не позволит узость акватории, Уриу решил действовать тактическими группами по два крейсера, которые в конечном итоге должны были образовать кильватер, параллельный курсу русских кораблей, в конечном итоге задавив их превосходством в огневой мощи.

Артиллерийская дуэль началась в 12:20. В её начале «Варяг» работал правым бортом по «Чиоде» и «Асаме» - замечу, что последний, будучи современным броненосным крейсером, стоил всего остального вместе взятого старья японской эскадры. В течение примерно получасовой перестрелки, двигавшийся 10-узловым ходом русский крейсер получил ряд повреждений – самые тяжёлые 8-дюймовыми снарядами с «Асамы», что в 12:40 стало причиной потери управления, а затем – поворота на обратный курс. Впоследствии Руднев писал, что он планировал, исправив в Чемульпо повреждения, повторить попытку прорыва.

«Врагу не сдаётся наш гордый

Согласно данным, содержащимся в его рапорте, был достигнут ряд попаданий в крейсера противника – а главный оппонент получил «болванку» в кормовую часть, которая выжгла задний мостик и вывела из строя башню ГК; кроме того был потоплен вышедший в торпедную атаку эсминец. Эти достижения впоследствии «дополнил», якобы затонувший при переходе на ремонт в Японию, тяжело повреждённый крейсер «Такачихо», на котором, помимо собственного экипажа, было порядка 200 раненых, собранных со всей вражеской эскадры.



Однако по японским данным их крейсера вообще не имели потерь и повреждений, а стрельба русских была оценена «ниже плинтуса». В пользу этой версии свидетельствует то, что оба «тяжело поврежденных» крейсера вскоре появились под Артуром. Что касается уничтоженного истребителя, то известно, что все «минари», двух принимавших участие в операции отрядов, пошли на слом уже после Первой Мировой войны. Таким образом, приходится сделать вывод о том, что все успехи «Варяга» имели место лишь на бумаге, которая чего только не терпит.

«Врагу не сдаётся наш гордый

После боя

Отдав якоря, команда крейсера приступила к оценке и исправлению повреждений, а Руднев отправился на британский крейсер «Тэлбот», где заявил о своём намерении уничтожить корабли и интернировать экипажи на иностранных судах, что и было сделано во второй половине дня.

О том, что он заранее принял такое решение свидетельствует то, что «в гости» он отправился в 13:35 – ещё до того как стала ясна картина повреждений, таким образом, версия о том, что тяжело поврежденный «Варяг» медленно садился в воду также весьма сомнительна.

Кроме того, японцы, впоследствии поднявшие крейсер, констатировали, что вопреки докладу командира вся его артиллерия ГК и около половины СК и МК находилась в рабочем состоянии. Отвратную картину дополняет тот факт, что при эвакуации команды тела погибших были оставлены на борту, последний долг им отдали уже враги.

«Врагу не сдаётся наш гордый

Оценка боя и канонизация

Возвращаясь в Россию, некоторые офицеры крейсера ждали военного суда: помимо всего вышеперечисленного для них, как для профессионалов, были очевидны допущенные Рудневым чисто тактические, притом весьма грубые, ошибки.



Так, крейсер не использовал для прорыва ночное время суток, связал себя тихоходным «Корейцем», после боя не был толком выведен из строя, как, кстати, и транспорт «Сунгари» - впоследствии оба корабля были включены в японский ВМФ.

Не могу судить, понимало ли окружение Николая II, что Руднев делает хорошую мину при плохой игре, но в этот период неудач и поражений Родине были нужны герои и команды «Варяга» и «Корейца» идеально подходили на роль оных. Тем более, что независимо от результатов эти люди выдержали бой с численно превосходящим врагом, «исполнив свой долг до конца, как умели». Примечательно, что они были награждены дважды: царским и полвека спустя советским правительством – как вы понимаете в сложные моменты истории герои нужны всем.

В итоге, подвиг кораблей, не спустивших флагов перед вражеской эскадрой, вошёл в историю как один из самых мощных патриотических штампов. Впрочем, никакие празднества в их честь не могли переломить ситуацию на Дальнем Востоке, где дела принимали всё худший оборот…

«Врагу не сдаётся наш гордый

После войны

Всеволод Руднев в 1905 году покинул службу году и до своей смерти проживал в Тульской области. В 1913 году он скончался и был похоронен на местном кладбище.

Сейчас открыт музей в честь «Варяга», в Туле установлен памятник его капитану, а также в честь него названо несколько улиц.

«Врагу не сдаётся наш гордый



А вот сам крейсер был восстановлен японцами. Они сумели поднять затонувшее судно и подарили ему вторую жизнь. Через десять лет его переправили в Россию. Возрождённый крейсер прожил недолго. Было принято решение направить его на слом, и в ходе шторма он затонул у берегов Англии.

P.S. Все даты указаны по старому стилю.

Ставьте лайк ( ? - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен-канал «История» (https://zen.yandex.ru/history_world) и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.







Поделись!


×