Выводы британских специалистов после изучения танка Т-34, полученного от СССР в 1943 году

Выводы британских специалистов после изучения танка Т-34, полученного от СССР в 1943 году

Сейчас стало модно критиковать этот танк.

Конечно же, вы догадались, что этой машиной является легендарный танк Т-34.

Видимо «разоблачителям» не дает покоя, что эта машина в истории танкостроения часто занимает лидирующую позицию, и нередко его называют лучшим танком Второй Мировой войны.

И теперь различные, так называемые «эксперты», которым, видимо, все достижения Советского Союза, словно кость поперек горла, нам начинают объяснять, что это совсем не так.

И танк-то был очень ненадежным с низким качеством сборки, и броня плохая, и слепым он был и прочее-прочее, и вообще, не танк, а сплошное недоразумение. А немцев победили только потому, что у них на «тридцатьчетверки » снарядов не хватило. В общем, «глаза раскрывают на правду».

Читая их, даже удивляешься, как Т-34 дошли до Берлина. Не иначе как их ленд-лизовские "Шерманы" на буксире дотащили.

Я не хочу сейчас ни с кем спорить и объяснять, в каких условиях собирался танк, о недостатке квалифицированных кадров, о том, что до 20% рабочих на танковых заводах были несовершеннолетними и о множестве других причин. Это отдельная тема.

В данный момент просто хотелось бы ознакомиться с мнением сторонних специалистов - англичан, которые, как я считаю, лучше разбираются в этом вопросе, и которые в 1943 году, получив из Советского Союза Т-34, провели его испытания.

Как Т-34 попал в Англию?

Весной 1943 года британская военная миссия сделала советским союзникам прямой заказ на новые образцы советского вооружения: противотанковые ружья, приборы управления артиллерийским зенитным огнём (ПУАЗО), артсистемы, реактивную артиллерию, а также танки Т-34 и КВ. Английская заявка была удовлетворена почти полностью, за исключением реактивных минометов.

13 июня 1943 года в архангельском порту танки были погружены на корабль и отправились в Англию.

​Что стало известно из предварительного доклада по танку Т-34, который прибыл в Школу танковых технологий при Военно- научном колледже в Чертси 22 ноября 1943 года.

Выводы британских специалистов после изучения танка Т-34, полученного от СССР в 1943 году

Что говорится во вступлении:

«Эта машина была изучена различными специализированными отделами школы танковых технологий, а доклад подготовлен и обобщен отделом иностранных транспортных средств.

Во многих случаях были учтены замечания и мнения различных специалистов, которые осматривали машину в период проведения экспертизы.»

Англичане классифицировали танк как крейсерский.

В докладе сообщается, что руководство по эксплуатации были получены и переведены в школе до прибытия танка, и они были использованы при подготовке доклада.

Поскольку машина должна быть представлена на артиллерийские и полевые испытания в ближайшее время, никакие основные компоненты, кроме двигателя, не были демонтированы.

Выводы британских специалистов после изучения танка Т-34, полученного от СССР в 1943 году

Далее в докладе говорится:

«Как и в случае с нашими собственными крейсерскими танками, Т-34 обязан своим происхождением конструкции Кристи.

Последующие разработки в России и Великобритании, однако, не были параллельными, поскольку русские стремились к механической простоте, мощному универсальному орудию, прочной броне и, прежде всего, конструкции, облегчающей количественное производство при ограниченных ресурсах, отсутствия специализированных станков и квалифицированной рабочей силы.

В результате последнего фактора, на определенные моменты при конструировании танка было уделено меньшее внимание, чем в Англии, но реалистичный взгляд и практический подход к требованиям боевой машины проявились в полной мере.

Сварной корпус и литая башня выглядят превосходно с баллистической точки зрения, за исключением недостаточной защиты от брызг. (Имеется в виду, попадание влаги в танк во время преодоления водных преград и дождя)

Выводы британских специалистов после изучения танка Т-34, полученного от СССР в 1943 году
Выводы британских специалистов после изучения танка Т-34, полученного от СССР в 1943 году

За редким исключением, используются только три различных толщины прокатываемого листа. (При изготовлении Т-34 использовались бронелисты 15, 20 и 45 мм)

Исключительная доступность трансмиссии была обеспечена откидным кормовым листом, но доступ к двигателю затруднен.

76,2 мм пушка установлена ​​в двухместной башне. Пространство экипажа, по-видимому, в некоторой степени ограничено, что ухудшает эффективность обслуживания орудия, но для окончательной оценки боевых качеств необходимо дождаться завершения испытаний артиллерийских систем.

12-цилиндровый двигатель с непосредственным впрыском и воспламенением от сжатия разработан на основе авиационного двигателя, и, в отличие от других моделей, его производство относительно дорого.

Выводы британских специалистов после изучения танка Т-34, полученного от СССР в 1943 году

Вес всех компонентов невелик - основные отливки изготовлены из легкого сплава - и конструкторы проявили значительную смелость в принятии технологических решений, не свойственных современной британской практике.»

Удивило англичан, что на танке не предусмотрена аппаратура для запуска двигателя в период экстремальных холодов, хотя немцами подобная аппаратура была уже разработана.

При этом отмечалась возможность запуск двигателя с помощью сжатого воздуха.

«Подвеска устроена так, что пружины защищены основной броней без использования двойной конструкции обшивки. Пространство между корпусами пружин занято топливными баками.

Подвеска очень точно повторяет оригинальную конструкцию Кристи, и также используются роликовые звездочки. Гусеницы выполнены из литой марганцовистой стали со съемными грунтозацепами.

Механизмы управления тормозами и сцеплением были сохранены (видимо от Кристи) и находятся в разительном контрасте с нынешней британской и немецкой практикой. Отсутствуют усилители механизмов управления.

Выводы британских специалистов после изучения танка Т-34, полученного от СССР в 1943 году

Никаких доказательств относительно надежности пока не получено. Материалы еще не были полностью исследованы, но нет никаких причин сомневаться в их качестве.

Обработанные поверхности отливок не имеют никаких дефектов. Алюминий широко используется для отливок блоков двигателей и корпусов редукторов.

Там, где существуют высокие требования для эффективного функционирования агрегатов, например, в перископическом прицеле, топливном насосе и некоторых компонентах двигателя, достигается высокое качество изготовления изделия, но там где они не являются значимыми, отделка часто бывает грубой.

При этом, ни боевые, ни технические характеристики от этого не страдают, но качество изготовления узлов и агрегатов можно было бы повысить на более развитых промышленных предприятиях без увеличения затрат в человеко-часах.

Выводы британских специалистов после изучения танка Т-34, полученного от СССР в 1943 году

К примеру, держатели призм были изготовлены и припаяны ручным способом рабочим с невысокой квалификацией, тогда как специализированная фирма, вероятно, сочла бы более экономичным делать это с помощью машин. Автоматика позволила бы достичь лучшего внешнего вида и более высокой точности изготовления.»

При этом английские специалисты отметили большое количество контрольных клейм, что свидетельствовало о высокой степени контроля в производстве.

В итоге испытаний были сделаны соответствующие выводы:

Выводы британских специалистов после изучения танка Т-34, полученного от СССР в 1943 году