Зачем кабину Катюши закрывали бронелистами

В комментариях к одной из статей промелькнул вопрос: "Зачем кабины "Катюш" закрывали бронелистами, если эти машины действовали вдали от противника и вроде как защищать водителя не от чего?".

Зачем кабину Катюши закрывали бронелистами

Действительно, все машины БМ-13 оснащались такой защитой. Обычно она монтировалась на петлях и в походном положении откидывалась на крышу кабины, а в боевом опускалась на лобовое стекло.

Сначала разберемся с небольшой путаницей, которая часто возникает вокруг "Катюш". Сама по себе "Катюша" или БМ-13 - это комплекс из пусковой установки М-13 и шасси.

За годы войны "Катюши" выпускались на более чем 15 вариантах шасси. В 1941 году пусковые установки монтировались на отечественные грузовики ЗИС-5 и ЗИС-6 и на гусеничные тягачи СТЗ-5-НАТИ. А начиная с 1942 преимущественно использовались поставляемые по Ленд-лизу машины. 54% всех БМ-13 в качестве шасси использовали американские грузовики Studebarker US6:

Зачем кабину Катюши закрывали бронелистами

Вышеупомянутые щиты монтировались на все БМ-13 независимо от шасси и служили не для защиты от врага, а для защиты кабины машины от собственных снарядов.

Зачем кабину Катюши закрывали бронелистами

Пуск снаряда сопровождается выбросом мощной газовой струи. По хорошему, она не должна задевать кабину, однако периодически происходили неудачные запуски из-за брака снарядов. В таком случае он падал перед машиной, обдавая ее струей газов.