Днем 29 июля 1938 года от пирса на острове Гуам отшвартовалась летающая лодка модели Мартин M-130 «Гавайский челнок» с бортовым номером NC14714. Пассажирский гидроплан набрал скорость, оторвался от водной глади и взял курс на Манилу. На борту находились 15 человек. Больше «Гавайский челнок» никто не видел.

Тихоокеанский маршрут

Модель Мартин M-130, способная взлетать и садиться на воду, использовалась для грузопассажирских перевозок там, где отсутствовала наземная взлетно-посадочная полоса. Три таких модели принадлежали авиакомпании «Пан Американ».

Загадка летающей лодки — куда исчез Martin M-130?
Один из Martin M-130 авиакомпании «Пан Американ»

«Гавайский челнок» курсировал из бухты Сан-Франциско, через Тихий океан в Манилу, на Филиппинские острова. По пути летающая лодка делала несколько остановок: в Перл Харбор на Гавайях, а затем на островах Мидуэй, Уэйк и Гуам, где дозаправлялась топливом и проходила обязательную проверку двигателя.

Июльский рейс

Июльский рейс «Гавайского челнока» проходил без происшествий. Гидроплан прибыл в Гуам по расписанию и после чего прошел все предполетные процедуры. Опытный экипаж из пяти пилотов, двух бортинженеров, радиста и бортпроводника, как и шесть пассажиров на борту, чувствовали себя отлично.

В 11.30 гидроплан поднялся в воздух и взял курс на Филиппины. Через три с половиной часа борт NC14714 передал сообщение, что попал в сильную облачность и движется по приборам. В ответ диспетчер начал докладывать экипажу сводку погоды на Филиппинах, но его прервал радист, сказав, что плохо слышит из-за помех и попросил связаться с ним через минуту.

Дальнейшие попытки выйти на связь с «Гавайским челноком» ни к чему не привели. В конечном пункте летающая лодка так и не появилась.

Загадка летающей лодки — куда исчез Martin M-130?
Летающая лодка Martin M-130

Бесплодные поиски

К предполагаемому месту потери связи с гидропланом было отправлено несколько американских военных судов. На следующий день, примерно в пятидесяти километрах от расчетной точки, с мостика одного из кораблей наблюдатель заметил маслянистое пятно, однако каких-либо обломков или любых других улик на месте не оказалось. Проведенный впоследствии анализ масла его авиационного происхождения также не подтвердил.

Прочесывание района длилось несколько дней, но результатов не принесло. Следов гидроплана обнаружить не удалось. В августе 1938 года поиски «Гавайского челнока» были прекращены.

Китайское золото?

Версий пропажи гидроплана было несколько, но самая интригующая из них — захват воздушного судна диверсантами.

В 1964 году была обнаружена фотография времен Второй мировой войны. На ней был изображен один из островов Трук, где в этот период находилась японская военная база. На снимке присутствовала некая летающая лодка, хотя точно определить ее модель или бортовой номер не представлялось возможности. Кроме того, жители близлежащих деревень рассказали, что японские военные держали в плену около полтора десятка европейцев.

Согласно версии, в одном из пересадочных пунктов диверсанты проникли и спрятались на «Гавайском челноке». Главной их целью была находившаяся на борту американская бинес-леди Чой Ван Сун, китаянка по происхождению, которая тайно перевозила с собой три миллиона долларов золотом.

Загадка летающей лодки — куда исчез Martin M-130?
Почтовая открытка. Martin M-130

Молния?

Более правдоподобным объяснением исчезновения «Гавайского челнока» стало предположение, основанное на радиопереговорах с экипажем. Сообщение о мешающих связи помехах могло означать, что в облаках в непосредственной близости от гидролета накопился критический заряд статического электричества.

Вполне вероятно, что удар молнии повредил или разрушил летающую лодку, а заодно и вывел из строя радиосвязь.

Не одну из версий подтвердить или опровергнуть так и не удалось.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Что ещё почитать:

Звено 19 — загадочное исчезновение американских «Эвенджеров» над Атлантикой
Отряд, растворившийся в тумане, — куда исчезли двести солдат Норфолкского полка