ЗИМНИЕ САМОДЕЛКИ

ЗИМНИЕ САМОДЕЛКИ

Мороз невелик, а стоять не велит. (Пословица)

Заметьте: все зимние развлечения связаны с постоянным движением. Кто двигается, тот не мерзнет, тот полной грудью вдыхает свежий морозный воздух, тому каждый час пребывания на снегу, на льду, на санной горке прибавляет сил.

Зимние самоделки помогут вам разнообразить ваш досуг в морозные дни.

САНИ-ЛИМУЗИН

Катание на санях не только излюбленная народная забава, с 1969 года — это вид спорта, по которому присваиваются спортивные звания. Сани-лимузин рассчитаны на одиночного любителя катания с гор. Для этого на обычных рулевых санях крепится конструкция из деревянных реек, обтянутая целлофаном или другой прозрачной пластмассой, которая обеспечивает хорошую видимость и вместе с тем предохраняет от обжигающего ветра при спуске с крутой горы.

Длина такого закрытого кузова для саней-лимузина зависит от роста любителя этого вида спорта. Она колеблется от 1200 до 1500 мм. Деревянные рейки перед изгибанием лучше всего пропарить. Места соединений крепятся на клею и шурупами.

ЛЫЖНЫЙ СКУТЕР

Первые конструкторы знакомого всем любителям водно-моторного спорта скутера создавали его по образцу канадских саней, получивших название от английского слова «scout» — мчаться.

Наш простейший скутер мы сделаем из старых лыж. Чтобы придать им устойчивость, их скрепляют на шурупах деревянными поперечными перекладинами длиной 350—400 мм спереди и сзади, недалеко от грузовых площадок. К передней перекладине карточными петлями крепится трубчатая опора, размер которой выбирается по росту. Когда лыжник поднимается в гору, трубчатая опора отгибается. При скатывании с горы надо изменять центр тяжести, сгибая ноги и наклоняя корпус; это позволит развить большую скорость.

На лыжном скутере можно мчаться и по равнинной местности, тогда одна нога стоит на грузовой площадке и закреплена, а другая опускается на снег и толчками помогает набирать скорость.

РЕССОРНЫЙ СКИБОБ

В последние годы в спортивном мире появились новые горные сани — скибоб. По виду они напоминают санный велосипед, передняя лыжа которого служит рулем.

Скибоб сейчас признали как вид спорта, и по нему каждые два года проводятся чемпионаты Европы и мира.

Раму скибоба делают из дюралюминиевых трубок или дерева. Польские любители зимнего спорта заметили, что обычные скибобы, встречаясь с различными неровностями, основательно «встряхивают» гонщика, нередко даже сбрасывают его со снежного велосипеда. Вот почему они придумали рессорный скибоб. Металлическая пружина-рессора закрепляется в металлическую трубку, чтобы при резких толчках она не изгибалась и обеспечивала плавный подъем и спуск седла, на котором находится саночник.

На рисунке изображена только схема рессорного скибоба. Конструкций может быть великое множество. Главное — добиться, чтобы любое препятствие не вызывало сильной тряски.

КРЫЛАТЫЙ КОНЬКОБЕЖЕЦ

Катание на коньках под парусами — один из старейших видов зимнего спорта. В Архангельске есть любители катания под парусами не только на коньках, но и на лыжах.

Конькобежцы даже при маленьком парусе могут развить сравнительно большую скорость. Катаются на коньках под парусом большей частью на замерзших водоемах, еще не успевших покрыться снегом. Можно кататься и по ледяному полю. Лучше всего при этом пользоваться крыловидным парусом. Он невелик, легок, отзывчив на маневр и, главное, дает отличный обзор местности.

Чтобы сделать крылатый парус, нужно соединить две дугообразные рейки в крыло и обтянуть их легкой, но плотной тканью.

«Размах» паруса — полтора-два роста конькобежца.

МИКРОБУЕР

В Советском Союзе буерный спорт распространен на побережье Балтийского моря, на крупных водохранилищах. Буер — это сани на трех полозьях или лыжах для гонок под парусами на льду и на снегу. Конструкции спортивных буеров очень разнообразны.

Есть много вариантов буеров, которые можно изготовить своими силами. Один из них изображен на рисунке. Его части — корпус длиной 1,5—1,8 м, поперечный брус длиной 1 м, сиденье, боковые коньки к рулевой конек или лыжа. Как правило, у самодельного буера только одна мачта. На ней крепится бермудский — треугольный — парус. Управлять им вы научитесь, прочитав № 1 «Моделиста-конструктора» за 1970 год.

В 1969 году у нас в стране образована Федерация санного спорта, которая «на равных» вошла в число спортивных организаций страны. Ближайшая цель советских саночников — выступление в составе сборной команды СССР на зимней Олимпиаде 1972 года в Саппоро (Япония).

С. ГЛЯЗЕР, мастер спорта СССР