Золотник — направляющий подвижный элемент системы управления тепловым или механическим процессом. Золотник направляет поток газа или рабочей жидкости в нужный канал посредством смещения относительно окон в поверхности, по которой он скользит. Золотники применяются в поршневых паровых машинах, где с их помощью осуществляется парораспределение; в системах регулирования паровых турбин; пневматических механизмах; системах гидроавтоматики и в других установках. Различают три типа золотников: коробчатый, цилиндрический и крановый.
Коробчатый золотник представляет собой перевернутую коробку, попеременно перемещаемую золотниковой тягой вправо и влево по золотниковому зеркалу с прямоугольными окнами. В зависимости от положения золотника окна сообщаются или с замкнутым окружающим золотником и заполненным рабочим телом, или с полостью, соединенной с атмосферой или конденсатором. Недостатком такого золотника является неуравновешенность, вследствие которой рабочее тело сильно прижимает его к зеркалу, что вызывает износ трущихся поверхностей и требует значительных усилий для передвижения золотника.
Цилиндрический золотник по принципу действия аналогичен коробчатому, но в отличие от коробчатого является полностью уравновешенным. Такой золотник обычно имеет два поршня на общем штоке, перемещающихся в снабженной окнами втулке. В системах гидравлического регулирования высокой точности цилиндрическому золотнику иногда сообщают непрерывное вращательное движение вокруг оси или колебательное вдоль оси с целью повысить чувствительность системы путем замены трения покоя трением движения.
Крановый золотник, по существу, представляет собой коробчатый золотник, но согнутый вокруг оси, которая перпендикулярна направлению его движения, и вставленный в цилиндрическую втулку с двумя окнами. Качаясь вокруг неподвижной оси, золотник сообщает или разобщает окна с камерами.
Золотником также называют воздушный невозвратный клапан автомобильной шины.