Эксперт в области построения бизнес-моделей Елена Зотова о перспективах карьеры руководителя проектов

Эксперт по построению бизнес-моделей Елена Зотова о перспективах карьеры руководителя проектов.

Эксперт в области построения бизнес-моделей Елена Зотова о перспективах карьеры руководителя проектов Эксперт по построению бизнес-моделей Елена Зотова

Глобальная экономическая нестабильность заставляет финансовый сектор сталкиваться с новыми вызовами и решать сложные задачи для реализации своего антикризисного потенциала. Банк России рассматривает риск-ориентированные меры по привлечению банковских структур к участию в проектах экономического развития. Преодолеть кризис помогут новые стратегии, которые можно протестировать с помощью бизнес-моделирования, считает Елена Зотова, руководитель проекта по гибким методам, специалист по внедрению и оптимизации бизнес-процессов. Его услугами по бизнес-моделированию, разработке сервисных моделей услуг и моделей управления продажами банковских продуктов в розничном и корпоративном сегменте пользуются крупнейшие финансовые институты и системообразующие компании страны: ПАО «Московский кредитный банк», ФГУП «Российская Федерация». Почта, ОАО «МДМ Банк», ПАО «Промсвязьбанк», ПАО «Ростелеком» и другие. Как ее профессиональная компетентность поможет банковской системе, и как стать успешным менеджером проектов, Елена Зотова рассказала нашему изданию.

- Елена, вы теперь известный специалист по управлению проектами. Вашими услугами пользуются крупнейшие банки страны, госорганы и телекоммуникационные компании. С чего все началось, как вы попали в эту сферу?

Я начал заниматься управлением проектами около 10 лет назад. Это как-то совершенно незаметно для меня произошло. У меня 2 высших образования, и никакого отношения к управлению проектами они не имеют. В 2004 году окончил Самарский Государственный Педагогический Университет по специальности «филолог - иностранный язык», а в 2014 году окончил Самарскую Государственную Сельскохозяйственную Академию по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Свою карьеру в активных продажах я начал менеджером в Ситибанке в 2009 году. Тогда нужно было просто «набирать» обороты, уступая в популярности крупным игрокам рынка — Сбербанку, ВТБ, Россельхозбанку. Перед Ситибанком и его сотрудниками стояла сложная задача по завоеванию своей ниши в розничном банковском бизнесе, но тем интереснее было работать. Для всех новых менеджеров по продажам было проведено корпоративное обучение, которое в итоге знало ВСЕ о продуктах, которые мне предстояло продавать! Я делал по 50 звонков в день. Я смог выполнить поставленные цели по продажам не менее чем на 100%. Мои заявки на кредитные продукты имели высокий коэффициент конверсии.

Через 4 месяца работы мне предложили должность менеджера проектов компании. Начался стремительный карьерный рост. И уже в 2011 году, когда я был ведущим специалистом ПАО «Промсвязьбанк», я выполнял функции руководителя проекта. В мои задачи входила разработка проектов по управлению продажами банковских продуктов частным и бизнес-клиентам, создание моделей обслуживания сотрудников в офисной сети банка, построение системы их мотивации. Кроме того, под моим руководством совместно с продуктовым блоком мы запустили ряд интересных продуктовых проектов по продаже офферных схем кредитования, экспресс-кредитов, технологии 1 визита для карточных продуктов, предварительного скрининга, сберегательных счетов и услуг, а также гораздо больше.

Сейчас я на должности руководителя проекта в ПАО «Ростелеком» и работаю над проектом по переводу бумажных процессов в цифровой формат. Имею опыт управления проектами и выстраивания бизнес-процессов в таких системообразующих бизнес-структурах Российской Федерации, как ПАО «Московский кредитный банк», ОАО «МДМ-Банк», ФГУП «Почта России», где играл ведущие роли и работал над интересными и масштабными проектами проектов не только самой компании, но и всей страны.

— Одним из ваших известных кейсов стал проект по трансформации работы отделений почты России, когда вы разработали бизнес-модель для корпоративных клиентов, которая, в том числе, позволила решить проблему очередей. А авторская методика реализации зарплатных проектов широко используется в банковской системе. Как вам удается достигать таких результатов и какие еще успешные проекты вы завершили?

Считаю важным постоянно учиться и повышать свою профессиональную компетентность. Вы должны быть в курсе современных технологий и методов управления. Это позволяет быть успешным специалистом, эффективно выполняющим поставленные перед ним задачи. Недавно получил сертификат на повышение квалификации по программе управления проектами по 7-й версии стандарта PMBOK (PMI). Сейчас активно готовлюсь к сертификации PMP от Project Management Institute (PMI).

Такой подход помогает мне не только выполнять свои задачи по шаблону, но и использовать новые современные методы. Так, например, в крупной государственной компании федерального уровня в рамках проекта по внедрению автоматизированных технологий, направленных на удешевление бизнес-процессов, я использовал собственную методику — скоринговую модель. Это система оценки и сквозной приоритизации проектов, которая позволяет создать наиболее эффективный набор критериев, способствующих отбору реализуемых проектов, а также жизнеспособных и имеющих более высокую окупаемость.

Еще один важный момент, о котором вы только что упомянули, это автоматизация воронки продаж и увеличение конверсии продаж зарплатных проектов по моей авторской методике. Он был внедрен в коммерческий процесс коммерческого банка из топ-10 банков России и стал базовым для ряда кредитно-финансовых организаций. Благодаря этим разработкам сроки заключения потенциальной сделки сократились с 6 до 3 месяцев, проникновение продукта в клиентскую базу увеличилось на 17%, производительность на 1 клиента-оператора увеличилась в среднем на 25%, планы продаж стали выполняться последовательно встречались.

Действительно высоких результатов обычно добиваются настоящие профессионалы, имеющие значительный опыт успешного решения задач в своей области, и могут подтвердить свои достижения практическими кейсами. Думаю, поэтому ко мне обращаются крупнейшие российские банки, и не только банки, но и другие российские компании, которым требуется высокий уровень экспертизы в управлении проектами. Итак, по результатам моей работы меня признают профессионалом, способным решать поставленные в организации задачи. Грамотный специалист по управлению проектами является своего рода гарантией для заказчика того, что проект будет выполнен в срок и в соответствии с заявленными требованиями.

- Ситуация в банковской сфере постоянно меняется, появляются новые финансовые продукты, внедряются технологии. Какие тренды появляются в связи с этим и нужно ли менять инструменты в управлении проектами?

Из-за всеобщего режима удаленной работы во время пандемии банкам пришлось кардинально перестраивать свою инфраструктуру для создания удаленных рабочих мест и онлайн-общения.

Обратите внимание: Минюст и Минобороны разрабатывают законопроект, согласно которому граждане, призванные на военную службу по мобилизации, смогут оставаться собственниками бизнеса.

Финансовый сектор все чаще использует решения на основе искусственного интеллекта, растет потребность в анализе данных, выборе и автоматизации системы управления проектами. Но с уходом иностранных поставщиков ПО с российского рынка возникают проблемы с поддержкой и обновлениями. Российские банки активно работают с альтернативными решениями для создания и развития собственных сервисов и систем управления базами данных.

Такая же ситуация была и у меня на работе. В качестве менеджера проектов использовал зарубежные инструменты управления: Trello, Jira, Confluence, Celoxis и др. в связи с ограничениями на использование зарубежного софта, становятся популярными отечественные сервисы Яндекса, продукты для автоматизации бизнеса и управления проектами от российского разработчика 1С . Выбор решения и инструмента управления зависит от требований к системе, которые формируются исходя из специфики бизнеса, масштабов и сложности проекта.

Для agile-команд можно использовать Яндекс. Трекер, позволяющий создавать задачи и распределять их между проектами, назначать исполнителей, наблюдателей и т д. Платформа Pyrus от российского производителя помогает управлять задачами и бизнес-процессами, организовывать рабочий процесс и согласовывать документы. Битрикс24 сочетает в себе систему управления проектами, CRM, телефонию, колл-центр и многое другое. Сервис позволяет планировать проект, отслеживать время выполнения каждой задачи, визуализировать все этапы работы в календаре, включает в себя списки и шаблоны задач, канбан-доску и диаграмму Ганта.

Еще одна тенденция, которую хотелось бы отметить, связана с развитием удаленных каналов продаж. Это разработка цифровых электронных подписей и безбумажного документооборота, систем безопасности. Банки инвестируют в свои собственные платформы. Например, в ПАО «МКБ» у меня был проект по переводу клиентов малого бизнеса на внешний формат обслуживания, где было принято решение отказаться от части бумажного документооборота и перевести ряд процессов в цифровой формат.

- Как оцениваются результаты вашей работы в профессиональной среде?

Мои авторские методики были опубликованы в различных научных и профессиональных журналах. Например, методика автоматизации воронки продаж и повышения конверсии продаж зарплатных проектов описана в статье Московского экономического журнала. В результате он был успешно внедрен в практику ряда крупных банков. Методология сквозной приоритизации и скоринговая модель оценки проектов, разработанная по моей собственной методике и опубликованная в информационно-аналитическом журнале «Управление проектами», была внедрена в государственный сектор экономики и заимствована другими коммерческими компаниями для внедрения в качестве базовая система подсчета баллов и оценки проектов.

Кроме того, я являюсь экспертом АНО «Платформа НТИ», где оцениваю различные проекты по реализации Национальной технологической инициативы в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

В этом году меня пригласили стать членом жюри премии Digital Leaders Awards и оценивать участников в номинациях «Менеджмент», «Финансы», «Инновации и технологии». Эта премия является одним из самых ярких и важных событий для всего делового мира. Он присуждается в области оцифровки продуктов, процессов, услуг и проектов, которые способствовали развитию цифровых решений и онлайн-сервисов. В этом году было подано более 1200 заявок. Среди участников были заявлены проекты от таких крупных и всемирно известных компаний, как Сбербанк, ВСК, Билайн, Ростелеком, Альфа-Банк, СУЭК, Финам, Х5, ВТБ, Аэрофлот, Школа управления Сколково, Росатом, РЖД и многих других.
Кроме того, я являюсь членом 2-х крупных профсоюзов по управлению проектами и бизнес-процессами: СОВНЕТ, одной из самых авторитетных организаций по управлению проектами, которая представляет Россию в Международной ассоциации управления проектами - IPMA, и Российского отделения Международной ассоциации управления проектами. Ассоциация профессионалов управления бизнес-процессами (АПУПБ) - российское отделение АБПМП.

- После достижения таких результатов есть куда расти дальше? Каковы ваши профессиональные планы?

Есть много планов. Прежде всего, я хочу получить сертификат PMP от Института управления проектами (PMI), чтобы пройти программу «Управление цифровой трансформацией» и получить диплом по управлению ИТ-проектами. Также есть желание пройти курсы по анализу данных и обучить навыкам составления и визуализации управленческих отчетов в Power BI и Tableau.

Сейчас я работаю в ПАО «Ростелеком», крупнейшей компании в России, которая поставляет цифровые услуги и решения в сфере информационно-коммуникационных технологий. Я руководитель проекта безбумажного офиса, в рамках которого компания переходит на электронный документооборот и внедряет цифровые бизнес-процессы. В этом проекте я нацелен на достижение максимально высоких результатов, так как это стратегически важно для компании, а в современных условиях цифровой трансформации и для всей телекоммуникационной отрасли. У меня амбициозные цели на 2023 год, которые помогут достичь цели компании по сокращению бумажной работы как минимум на 25%.

- В ближайшее время специалисты вашего уровня будут еще более востребованы. Какими навыками должен обладать успешный менеджер проектов вообще и в банковской сфере в частности?

Единственное, что отличает проектного менеджера в банковской сфере, — это знание внутренних процессов и продуктов банка, для которого вы реализуете задачу, понимание сопутствующих бизнес-процессов. Профессия проектного менеджера развивалась в рамках ИТ, поэтому у многих она ассоциируется только с диджиталом. Но на самом деле такой специалист может работать в любой другой сфере: отвечать за процесс создания сайта в онлайн-студии, за проект по продвижению журнала в издательстве, за процесс производства любого продукта, за кэшбэк-программа в банке и так далее. Навыки успешного менеджера в любой отрасли универсальны. Есть сроки, бюджет и команда, которая должна быть реализована. Успешный лидер должен обладать высокими лидерскими и коммуникативными навыками, а также хорошим профессиональным бэкграундом, так называемыми жесткими навыками.

Руководитель проекта должен использовать упреждающие методы управления, предполагающие прогнозирование будущей деятельности при различных условиях исхода событий. Обязательным является умение выявлять максимальное количество рисков и принимать решения по их нейтрализации. Особенно важно использовать инновационные автоматизированные системы, способствующие приоритезации и скорингу проектов, позволяющие выбрать именно те, которые принесут успех в реализации.

Важным для успешного менеджера является сочетание высокоразвитой поведенческой и профессиональной компетентности, т.е умения взаимодействовать с другими людьми. На мой взгляд, это ключевые навыки, которые позволяют менеджеру проекта достигать ожидаемых результатов в проектной деятельности.

Больше интересных статей здесь: Промышленность.

Источник статьи: Эксперт в области построения бизнес-моделей Елена Зотова о перспективах карьеры руководителя проектов.