Фердинанд — штурмовое орудие, созданное на базе Pz.Kpfw.IV и VK4501, оснащенное длинноствольной противотанковой 88-мм пушкой РаК-43 фирмы «Rheinmetall-Borsig». Разработкой этого оружия занимался почетный доктор технических наук Фердинанд Порше. Для ускоренного создания штурмового орудия готовые и находящиеся в сборке шасси танков «Тигр», количеством 92, были переданы конструкторскому бюро Порше. Также к новому оружию применяется опыт создания экспериментальных самоходных орудий Sfl. V со 1428-мм орудиями.

Боевое отделение находилось сзади, изготавливалось цельнобронированным и достаточно просторным. Конструкторское бюро Порше совместно с компанией «Alkett» создают схему перевода готовых танковых шасси и корпусов в самоходную конструкцию. В проекте предусматривается установка в лобовом листе рубки курсового оборонительного пулемета, который в готовом фердинанде не был внедрен. Листы дополнительного бронирования при производстве также были установлены не по конструкторскому решению, без наклона. Штурмовые орудия выглядели как очень большие русские печи с лежанками, что сильно отличалось от ранее созданных немецких танков. САУ Фердинанд представляли собой совокупность мощного орудия с очень толстой броней, что показывало его прекрасные штурмовые характеристики. Название было присвоено в 1943 г., в честь его конструктора Порше.

Боевая рубка создана из листов цементованной брони, в лобовой части 200 мм, на бортах и корме 85 мм. Листы скреплялись «в шип», в местах, требующих усиленного соединения, закреплялись шпонками, которые для усиления герметизации обваривались. Бортовые и кормовые бронированные листы рубки располагаются с определенным наклоном для повышения устойчивости фердинанда к снарядам. Толщина брони позволяла штурмовому орудию считаться практически неуязвимым для огня противника, производимого на дальность, превышающую 400-метро-вый рубеж. Для стрельбы из личного оружия были предусмотрены амбразуры в бортах и корме боевой рубки, однако при сдвигании огня в сторону мушка пистолета или пистолета-пулемета становилась недосягаемой для человеческого глаза.

Кормовая часть рубки оснащается круглой бронедверью-люком, выполняющей функции по загрузке орудия, по демонтажу вышедшего из строя неисправного орудия и как аварийный люк. Для создания силовой установки были задействованы два бензиновых двигателя HL 120TRM компании «Maybach». Выведение выхлопных газов было предусмотрено сквозь крыши надгусеничных ниш в местонахождении пятого опорного катка, создавая его повышенный нагрев, что приводит к быстрому испарению смазки из его подшипников и перегреву резиновых бандажей.

Электротрансмиссия представляет собой соединение двух генераторов «Bosch», двух электромоторов постоянного тока. Генератор включается в цепь при помощи коммутаторов, цепь составляется параллельно или последовательно. Электромоторы располагаются в цепи исключительно последовательно. Электрогенераторы находятся непосредственно на двигателях, с прямым соединением их валов. Тяговые электродвигатели устанавливаются в корме корпуса, приводя в движение определенное колесо посредством понижающего редуктора. Также конструкция включает электрогенератор для освещения и вспомогательных электроцепей, два стартера «Bosch», четыре аккумуляторные батареи.

Фердинанд управлялся в результате трансформирования скорости и направления вращения тяговых электромоторов, как прямое действие контроллера, тормозов, педали акселератора. Характерной особенностью ходовой части является наличие торсионов, установленных в тележке, зафиксированной продольно вне корпуса, конструктивное решение разрабатывалось с учетом возможности проведения ее ремонта на месте. Опорные катки представляли собой резиновые бандажи, которые устанавливаются во внутренней части колеса, работа резины ориентирована на сдвиг, увеличивая срок ее эксплуатации. Фердинанд оснащался мощнейшим орудием того времени — 88-мм орудием StuK 43, с длиной ствола 71-мм калибра; располагалось оно в лобовой части рубки в специальной шаровой маске.

Бронирование маски было разработано неудовлетворительно, позволяя мелким осколкам и брызгам от свинцовых пуль проникать в щели, образуемые между телом орудия и обоймой. Для устранения недостатков бронировки летом 1943 г. конструкция была обеспечена дополнительными щитками, за исключением штабных и резервных машин. Боекомплект состоял из унитарных бронебойных под-калиберных или бризантных снарядов, осколочно-фугасных гранат раздельного заряжания. Осенью 1943 г. боекомплект был дополнен наиболее надежными специальными гильзовыми зарядами с измененной крышкой.

Завод-изготовитель произвел следующие усовершенствования: было прорезано отверстие для оборонительного пулемета MG-34 в шаровой установке, которая находится в лобовом листе корпуса перед местом радиста; введен щиток на стволе орудия в положении «задом наперед»; также установлена наблюдательная башенка для командира; сменили полюса на генераторе, предназначенном для освещения; модернизирована герметизация выхлопных патрубков.

Название «Фердинанд» было заменено на «Элефант» по приказу от 27 февраля 1944 г. На основе фердинанда также был создана ре-монтно-эвакуационная машина.
Характеристики. Вес САУ в укомплектованном состоянии составляет 65 ООО кг; экипаж состоит из шести человек; длина — 8,14 м; ширина — 3,38 м; высота — 2,97 м; мощность двигателя «Maybach» HL 120 TRM — 2 х 265 л. с.; вооружение — 88-мм орудие StuK 43 (РаК-43/41), пулемет 7,92 мм MG-34; боекомплект — 55 выстрелов.

В начале 1943 г. корпуса и шасси производятся на «Nibelungenwerke». Фердинанды отправлялись на фронт непосредственно с завода, без испытаний. К июлю этого же года было изготовлено 90 САУ Фердинанд.

Весной 1943 г. первые штурмовые орудия использовались на фронте, поступая в созданные истребительно-про-тивотанковые батальоны 653 и 654 полка штурмовых орудий 656.

Первое боевое крещение фердинанда произошло в сражении 5 июля 1943 г. на Орловско-Курской дуге. Высокие потери в бою в районе ст. Поныри и пос. Теплое стали результатом некомпетентного командования. САУ Фердинанд разрабатывались для поражения тяжелых и средних танков Красной Армии, расположенных на больших дистанциях. В бою они использовались как передовой броневой щит для тарана танков противника и инженерных заграждений.

В феврале 1944 г. первая рота 653-го батальона отправлена в Италию для участия в сражениях под Неттуно. В мае-июне 1944 г. переводятся в Рим. 18 июня 1944 г. обе роты 653-го батальона были направлены в Галицию. Последние бои фердинандов относятся к 20—25 апреля 1945 г. в Вюнсдорфе и Цоссне. В музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке находится экспонат Фердинанда, который был в Курской битве захвачен советскими войсками, второй САУ Фердинанд / Элефант находится в музее Абердинского полигона в США (был захвачен в Италии в сражении под Анцио).


ПОДЕЛИСЬ!