10 Второклашек на звук!!! Сравниваем звучание Катушечных Магнитофонов Второго Класса.

Всем Доброго Аудиофильского!!!

Ну вот и на стал тот день когда это случилось!!!

Сегодня мы оценим уровень Аудиофильской пригодности самых популярных Катушечных Магнитофонов из СССР.

Подходят ли они для музыки? И самое главное, на чем мы ее слушали? О чем наши воспоминания детства и молодости? Был ли там звук? Или тогда просто трава была зеленее и слух острее?

Кстати ученые проводили это исследование. Я про цвето-восприятие человеческого зрения с возрастом. И оказалось, что цветовая насыщенность нашего зрения снижается с возрастом. И снижается сильно.

Поэтому трава была зеленее в детстве по причине изменения организма, а не травы.

Но все таки, что там с магнитофонами? Как они-то на современный мир?

Сразу скажу, что материал буду излагать в 2х стилях разом. Буду делать и инжнерный анализ особенностей звучания, и Аудиофильский.

1. Аврора-Стерео

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/awrora_mg.html

1970й год.

АЧХ на 19й скорости 40 - 16 кГц.

Детонация 0.2%

На слух при этом слышно сильное шипение, и никакой детальности в звуке. Вот вообще нет.

Ни в басу, и на СЧ, ни на Верхах. Правда при этом не слышно ни артефактов по типу интермодуляций, ни нелинейных искажений.

При этом детонация имеет не такой уж и высокий уровень. При ней не должно быть так все сурово. Кассетники с 0.25 детальнее звучат.

А тут по уровню детальности словно все 0.4 но этот уровень уже улюлюкать на Симфонической музыке начинает. А тут улюлюканий нет.

Надо искать причину. Причин тут 2.

1. В схеме в цепях коррекции АЧХ сплошные катушки индуктивности.

2. Детонация в катушечных магнитофонах бывает 2х ключевых видов, детонация как движение ленты, и детонация как контакт ленты с головкой.

У импортной техники обычно указывают ее хитро. Указывают WOW, что детонация по движению ленты и WOW+Flutter. Ну чтобы не заморачиваться с виделением одной из другой.

А в СССР про эту вторую ни слова. И тут видимо она топит по полной программе.

Ее можно косвенно выявить по КНИ, а этого дела у этой машинки аж 5 процентов.

Но Аудиофилы знают, что КНИ он еще как бы про Аудиофильское дело. И его повышение может быть вызвано Аудиофильскими целями. Но здесь ничего Аудиофильского не слышно.

Ни в басу, ни на СЧ, ни на Верхах. А вот КНИ прет. Видимо все таки лента дрожит.

И тут надо сказать, что отсутствие слышимых артефактов работы тракта и применение индуктивностей... Вот хитро тут все!!!

Инженеры с большой буквы магнитофон делали. Стояла задача сделать переносной аппарат с питанием от бортсети в автомобиле. Неизбежно по вине экономии на весе вылезли механические проблемы.

Так электронщики нашли как звук оптимизировать.

Я бы сказал, что это Аудиофильская Инжененрия в разработке системы. Но направлена она на маскирование неприятно звучащих артефактов конструкции. При этом максикрование агрессивное.

С Аудиофильской точки зрения магнитофон на сегодняшний день для прослушивания музыки не пригоден. Его кассетник делает на раз. Но вот по достижениям 1970х Инженерам респект и уважуха!!!

2. Юпитер 201 стерео

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/jupiter201s.html

Давайте сюда же возьмем и Юпитер 202. По линейному выходу они идентичны.

Разница только в мощниках. Но ее мы тоже сейчас оценим. Это важно!

Аппарат 1972го года. И 1974го 202й.

АЧХ 40 - 16 кГц

Детонация 0.2%

Но аппарат станционар. Лента к головке прижимается явно лучше, чем у Авроры.

На звук здесь заначительно более детальный звук. У него бодрая середина, слегка смазанный цыкающий верх. И основательное интермодуляционное уханье в басу.

По схеме тут сплошной Германий, а вот цепи коррекции АЧХ на РЦ-цепочках. Никаких тормозящих индуктивностей.

Ухает бас исключительно по вине германиевых транзисторов. И сплошных ускоряющих конденсаторов, коих в схеме на каждом каскаде.

Надо сказать, что это уханье вполне приятное. И вполне может быть признано Аудиофильским.

В целом аппарат демонстрирует стремление к высокой верности копии с катушки на катушку, в пределах своих возможностей.

Ему вычистили от гармоник середину, и весьма не плохо прочистили верха, хотя артефакты на них и остались. Вот разве, что с интермодуляцией в басу совладать до конца не получилось.

Но тут интересный момент.

У 201го Юпитера в схеме его родного УНЧ стоит кремниевый транзистор в фазоинверсной цепи. При том, что все остальные транзисторы в УНЧ германиевые.

И вот этот кремений сохраняет передачу средних частот максимально чистой от гармоник. В пределах возможного.

Но на 202м Юпитере этот транзистор заменили назад на Германиевый.

И он подсыпает гармоник. Но делает это так удачно, что звук приобретает воздушность на СЧ и небольшую смягченность на ВЧ, в которую неожиданно идеально вписывается ухающий бас.

И вот в этом исполнении Юпитер 202 становится весьма Аудиофильским Магнитофоном. Именно на выходе со своего УНЧ.

Это вполне такой Теплый Ламповый звук. Тут есть и воздух и теплота, и насыщенный упругий бас.

КНИ при этом 5%. Но объективный его анализ затруднен. Смазанность верха скорее всего по вине высокого Flutter, а вот бас все таки следствие электронной части схемотехники. Ну а Аудиофильское маскирование дополнительным умышленным "ухудшением" характеристик в 202м... Как говорится Инжнеры Поработали!!!

3. Комета 212 стерео

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/kometa212.html

1975й год.

АЧХ 40 - 18 кГц.

Детонация 0.16

На звук тут мощный глубокий бас, правда слегка ухает интермодуляцией, детальный верх с большим запасом. И середина. Вот на ней почему-то детальности кот наплакал.

Схема при этом с ожидаемым Германиевым транзистором на входе, он и ухает.

Дальше сплошные кремниевые кт315. Но вот схема коррекции АЧХ странная, подстроечные резисторы и... диоды... Вроде РЦ-цепочки должны быть. А тут Диодами. У них есть паразитная электроемкость. Есть тут и катушка индуктивности.

В общем схема из серии чудеса в которой вообще не понятно как объяснить откуда здесь детальный верх взялся.

Ладно ладно. Шучу. Диоды здесь в режиме каскодов работают. Имитируют каскод за счет стабильного падения напряжения на своем переходе. И все это на коллекторе транзистора. Т.е. на самом деле это решение повышает линейность каскада.

А это как раз актуально на ВЧ. Вот они тут и трудятся. КНИ тут 4 процента на частоте в 1 кГц. А вот на ВЧ-то его никто не измерял. А он там обычно растет.

Правда вот середину притормозили индуктивностью.

Но этому есть объяснение. Дело в том, что такая детонация как раз ее портит. На этом уровне и на Вега 108(у нее 0.15) уже детальный верх, бодрый бас, а вот серединка с артефактами.

Причем у Веги артефакты в том, что Симфоническая музыка за уши цепляется. На этой детонации длинные звуки все-таки режут слух.

А магнитофон Комета 212 явно ориентирован на тех, кто науку двигает. А они такие любят Классику послушать. Вот для них и сгладили это дельце.

Хотя по моему переборщили. Уж слишком она мягкая.

Но при желании это можно признать Аудиофильством.

У аппарата очень хорошо звучат высокие, прям очень очень. И при этом бас глубокий. Хотя слушатели больше отмечают именно подачу на ВЧ.

Но вы уже сами все слышите о ней. Мы начали ее анализировать Аудиофильской линейкой.

Аппарат вполне проходит как Аудиофильский!

4. Маяк 203 стерео

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/majak203.html

1976й год

40 - 18 кГц

Детонация 0.2

КНИ 4

Схема. Германий на входе, дальше индуктивность в цепи АЧХ, дальше операционник.

Анализ Аудиофильский делаем или и так все понятно?

Магнитофон видимо делался как гипер-массовый и гипер-рентабельный. Поэтому и детонация выше, и схема проще в сборке. Да плюс микросхема ОУ стоит. Она ведь ускоряет сборочный процесс.

Но на звук здесь увы. Индуктивность стоит, чтобы что-то замаскировать. Хотя вроде бы по КНИ проблем с Flutter-ом не видно.

Но на звук здесь ухает бас, ожидаемо от германиевого транзистора. Ожидаемо никакая детальность на СЧ, так еще и на ВЧ все смазано.

Возможно, что проблема которую мы не видим в КНИ в том, что ОУ дает меньший его уровень, а проблема с прижимом ленты к головке на самом деле дикая. Тем боле, что на ВЧ что-то тут не ощущается совсем, что его на 18 кГц. Детальности в нем нет.

В общем он звучит лучше Авроры, и детальнее и бодрее, но все равно звук у него ДУБОВЫЙ.

Увы. Мне он нравится. И на дизайн нравится, и на то, что у него 3 скорости. Да и вообще это был первый катушечник который мне доверили починить, когда я был еще школьником средних классов.

Так я его не просто починил. Я еще сделал так, что если нажать на ручку выбора режимов при перемотке, он начинает звуки издавать, помогая паузу искать.

И вот с ним такая оказия. Для меня это вообще удар. Это ведь моя мечта детства.

Но нужно быть объективным. Блин.

5. Нота 203

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/nota202_203.html

1977год.

40 - 18 кГц.

0.15%

КНИ 3.5%

Так еще и схема на двух малошумящих КТ209 и одном малошумящем КТ3102 и с... ООС. И никаких индуктивностей в тракте!

Нет ну ООС в схемах с ОУ это вещь обязательная. Они без нее не работают. Но вот когда на транзиторах усилитель воспроизведения в магнитофоне с ООС.

Это ж чего из него выжать хотели?

Ну в общем-то это и выжали!!! С непривычки, после других второклашек, звук у него кажется пустым до безобразия.

А на самом деле просто в басу все чисто. Ничего не ухает. Ничего объем с воздухом за счет КНИ и Интермодуляци не качает.

По факту звук здесь с прозрачным быстрым басом, слегка сниженной по вине детонации детальности на СЧ, и детальным чистым верхом.

Вообще-то тут все круто. Аудиофильство должен делать Усилитель с Колонками. А катушечник обеспечивать максимальную точность копии с катушки на катушку.

И в этом палане эта НОТА как раз туда и пашет!!! Аудиофильства тут ноль. А вот точности звукопередачи столько, что добрых 90 процентов первоклашек задвигает!!!

Я ему третье место в моем рейтинге Выскоточных Катушечников из СССР выделил. На первом там Астра 111, на втором Идель 001 - 1, а вот на третьем Нота 203. А уже потом Электроника ТА1-003. Хотя наверное они вдвоем у меня третье место делить будут.

6. Юпитер 203 стерео

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/jupiter203.html

1979й год.

40 - 18 кГц

0.15

3

По схеме сплошные малошумящие 3107. РЦ-цепочки в корреции. Двухтактный выходной каскад.

Чего-чего? Это вообще как?

А сейчас расскажу.

На звук тут заборитстый упругий быстрый бас, рыжая Апельсиново-Ротеловская серединка, и бодрый детальный верх.

Слышно да? Раз не можем из-за детонации середину детальной сделать, там мы ее сейчас оживим!!!

Вообще-то эту схему разработал Легендарный Анатолий Маркович Лихницкий. Давайте скажем честно. Он тырил звук Ротела. Ну вот Рыжий он!!! Апельсиновый!!!

Вот его и тырил. Только Ротел этот звук делает в мощнике, где КНИ за счет высокого тока прет. И там легче разгуляться с формированием всего этого Аудиофильства!!!

А Лихницкий крут тем, что повторил это все в микро-токовой миниатюре у себя в Бриге. В преде. Вот этой двухтактной схемой!!! Это реально круто, повторить эти процессы на малых токах!!!

Серьезно говорю. Именно так и проявляется Инженерная Гениальность!!!

И вот в этом Юпитире эту схему и приАудиофилили!!!

Звук сами все понимаете!!! Он легендарный!!! Про этот Юпитер ходят легенды за звук!!!

Это полноценный Аудиофильский Аппарат!!!

Не зря его на экспорт поставляли под именем Kashtan. Он там не плохо конкурентов рвал таким звуком.

7. Астра 209

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/astra209.html

1980й год

31 - 21 кГц

Детонация 0.15

КНИ 3%.

Вот все бы хорошо. Да видимо успех схемы Лихницкого на Юпитре не давал покоя.

Сделали свое Аудиофильское решение.

Схема тут на входе 3102. Дальше сплошные 315е.

Да вот прилепили катушку индуктивности в АЧХ, так мало того, еще и загнали один каскад в нелинейный режим, а потом сделали обход его на средних частотах.

Т.е. середина тут зажата по детальности индуктивностью. А вот бас и верх нагнали гармониками. Да чет похоже переборщили. В итоге бас тут глубокий и мягкий одновременно, а ВЧ звенит и пляшет.

Я так понимаю, хотели расширить АЧХ не за счет головки с лучшими параметрами, а выжать это дело за счет гармоник.

С одной стороны логика есть. Где возьмет обладатель этого магнитофона записи с хорошим басом? Правильно? У него в коллекции от прошлого магнитофона таких нет.

А с этим магнитофоном и его старые записи и верха и басы валят.

Решение хитрое. Но на звук чет недоделали. Как-то и бас ухает излишне увлеченно. И верх цикает прям как цифра.

Конечно плохую ленту она при этом "прописывает" на ура.

За ней в общем-то эта легенда и водится, что пишет на всем подряд, а на выходе крутой результат. Но по факту пишет вовсе не за счет качества. А за счет Инжнерной Хитрости и обмана слушателя.

8. Снежеть 204

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/snevet204s.html

1981й год.

40 - 20 кГц.

Детонация 0.13

КНИ 3.5

Есть сквозной канал.

На входе 3102 2 штучки, далее батарея 315х в огромных количествах.

Цепи коррекции LC-цепочки с коммутацией земли на 315х транзистрах с шиной управления в высокоимпедансном режиме. Т.е. все наводки на них это сразу дрожание всех частот настроек. Да и амплитуда тоже пошалит.

Но на звук тут приятная детальность. СЧ даже чуток ожил. Хотя в басу творится что-то странное, интермодуляция одновремнно с каким-то амплитудным ограничением.

Такое ощущение, что с питанием что-то не так. Смотрю сейчас внимательно в дебри схемотехники. Схема навороченная не понятно зачем.

Входные цепи по питанию нормальные, раскачака норм. А вот они. Выходные каскады, аж 2 транзистора. На них вообще питание ничем не подперто. А еще там каскад коммутации на этом же питании, который вторгается своим управляющим в самую середину схемы.

Это как вообще??? *хлопает в оба глаза* Так бывает??? Е-мае!!!

Ну в общем задумка хорошая, а исполнение хромает. Перепаивать.

Хотя на звук если бы не этот хромающий бас, то и на СЧ все бодренько, и верх детальный. Хотя СЧ наверное как у Юпитера по детальности. При таких красивых параметрах у механики.

В общем приятно-звучащая аномалия. Требующая перепайки. Потенциал у нее есть. Но она прям явно со скрытой мотивацией для инженера.

Ведь там же и бонусы обещают. Надо ведь при перепайке выпаять половину лишних транзисторов. Т.е. как бы перепайка будет с доходом.

Я такие дела называю скрытая мотивация к изучению электротехники. Психотехнология ускорения Научно-Технического прогресса. Мотивация влезть и переделать!

Механика, которая самая сложная для инжнера электронщика задача, здесь сделана, а то, что паяльником перепаивать - как раз и "испорчено".

9. Сатурн 202

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/saturn202s.html

1983й год.

АЧХ 40 - 20 кГц.

Детонация 0.13

КНИ 3.5

Ну что сказать? Наверное мы от него уж ждем все тех же психомотиваций к перепайке?

В общем схема. Сигнал встречает 3102. Дальше на полевиках коммутация АЧХ. Дальше Операционный Усилитель.

Все бы вроде ничего. Но тут 3102 по всем другим платам оптом насыпано.

Они тут в УНЧ, в тембр-блоке, в предусилителе. Тут ни одного 315го. Тут везде 3102.

Вот зачем они здесь? Зачем вообще в трембрлоке транзисторы???

А годы-то уже. В этом время 315е в высшем классе в усилках стоят. А тут 3102 там где от них никакой пользы, кроме удорожания техники.

Ну и желания их оттуда выпаять. Там же минимум на 2 корректора для вертушки этого добра. Которое нужно просто выпаять и на перемычки заменить!

Явные мотивации.

Тем более, что на звук тут проблемы те еще. Тут и верх смазанный, и бас затухающее самовозбуждение ловит.

На звук это выглядит как задержка звучания баса. Т.е. басист струну дернул, она прозвучала и ей бы пора замолчать. А она продолжает гудеть. Причем второй гармоникой.

Да и середина явно весь потенациал механики не раскрывает. В общем сплошная мотивация к перепайке, да еще и с доходом.

Схему от Юпитера 203го засандалить.

Столько транзисторов сразу выпаять получится. Тут и ОУ выкинуть их хватит, так еще и останется.

В общем в 80х прогресс Второклашек пошел явно по пути других социальных исследований, а не повышения качества звучания. Целью было замотивировать инженеров не бояться электроники.

****************************************************************************

Вот такая сегодня история вышла.

Лучший по Аудиофильским делам это понятное дело Юпитер 203. За ним идет Юпитер 202, но строго с выхода на колонки.

Ну а по точности всех кладет на лопатки Нота 203.

Комета 212 оказалась очень даже не плоха.

Астра за счет Инженерной Хитрости "хорошо" прописывает плохую ленту.

Снежеть просит небольшой перепайки, в виде добавления пары конденсаторов и выпаивания лишних деталей себе в карман.

Сатурн вообще мотивирует, как и Олимп 004, к полной перепайке схемы.

А вот Маяк увы. Оказался в аутсайдерах. Хотя я бы сказал, что он лучше Сатруна, Снежети и Астры. Честнее!!! Впрочем там тоже есть чего перепаять...

Как по мне, так из тех которых переделать надо наибольший потенциал у Снежети. Там и механика хорошая. И Софт-Тач управление. В этом плане она для меня наиболее интересна.

Ей и минимум перепаек-допаек для получения максимально-качественного звука нужно, если переделывать целиком электронику не хочется, и максимум удобства эксплуатации предоставляет.

А если к ней еще и Ардуину приделать!!! Ну чтобы как 005й Олимп треки искала! Так вообще красота!

Хотя и сегодня 3102 по 10 рублей за штуку продают. Сатурн минимум рублей на 150 раздраконить можно.

В общем как-то вот так!!!

Есть среди Второклашек Полноценный Аудиофильский Звук!!! Вот что главное!!!

Спасибо, что дочитали!

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: 10 Второклашек на звук!!! Сравниваем звучание Катушечных Магнитофонов Второго Класса. .