1894. Бои на подступах к Порт-Артуру, или Почему русская армия прогуляла японские уроки?

Победа в устье Ялу не стала для японского флота решающей. Противник был разбит, но не разгромлен. До тех пор, пока боевое ядро Бэйянского флота – два броненосца и наиболее современные крейсера – оставалось боеспособным, вопрос о господстве на море нельзя было считать решенным. Дин Жучан увел свою потрепанную эскадру в залив Люйшунькоу (буквально – " бухта спокойного путешествия", европейское название – Порт-Артур), закрытую гавань на оконечности Квантунского полуострова, где с конца 1880-х годов существовал опорный пункт Бэйянского флота.

Китайский флот в гавани Порт-Артура

На устранение основных повреждений китайцам требовалось не так уж много времени, около четырех-пяти недель. Японские фугасные снаряды вызвали на кораблях множественные повреждения надстроек и сильные пожары, но основные механизмы кораблей, укрытые броней, пострадали не особо сильно. Буквально через месяц с небольшим Китай вновь мог вывести в море эскадру по меньшей мере из шести-семи военных кораблей, включая оба броненосца. Если учесть, что в бою при Ялу японцы хоть и не потеряли ни одного корабля утонувшими, но все же несколько судов вынуждены были выйти из боя, то баланс поколебался не сильно. Бэйянский флот мог быть дополнительно усилен за счет передачи кораблей Наньянского флота, где имелись три относительно нестарых крейсера собственной и германской постройки ("Баоминь", "Нанчен" и "Наньцзюй"). Японскому командованию очень важно было нанести удар именно теперь, пока флот противника еще был недееспособен.

Чтобы не упустить плоды победы, одержанной 17 сентября, японцам пришлось действовать быстро. Решено было запереть Байянский флот в гавани, где и уничтожить комбинированным ударом с суши и моря. Ровно десять лет спустя картина повторится, только в порт-артурской мышеловке окажется уже не китайский, а русский флот.

Высадка японских войск

Таким образом, сразу после битвы при Ялу японцы начали формировать в Хиросиме Вторую армию, целью которой должен был стать захват Ляодунского полуострова с гаванью Люйшунькоу. Возглавил ее генерал Ивао Ояма, в подчинение которому было передано 27 000 военнослужащих.

Первые 13 транспортов с личным составом и вооружением Второй армии прибыли в Чемульпо уже 26 сентября.

Генерал Ойяма

Одну дивизию решено было высадить в Чинампо, а остальные силы - к западу от устья реки Ялу. Выяснилось, однако, что в этом районе найти подходящий для десантирования берег – большая проблема. Вплоть до залива Талиен береговая линия совершенно непригодна для десантирования: отмели, ил, отсутствие естественных гаваней. Фактически, хоть как-то подходящими для высадки оказались только два участка: Хуаюанькоу (136 км от Порт-Артура, у основания Ляодунского полуострова) и Бицзыво (48 км от Артура). В конце концов японское верховное командование решило высаживаться в Хуаюанькоу: здесь глубина позволяла кораблям подойти к берегу на 6 км, в то время как в Бицзыво – не ближе, чем на 10 км. Даже с учетом того, что Хуаюанькоу был на 90 км дальше от цели, это позволяло быстрее сосредоточить армию у Артура.

Высадка японцев у Хуаюанькоу. Отлив

Вечером 24 октября первая группа из 12 транспортов бросила якорь примерно в 7 км от берега близ устья реки Хуаюань. К рассвету, как только разведка подтвердила отсутствие китайских войск на берегу, началось десантирование. Японские саперы немедленно принялись строить временный пирс, уходящий в море почти на километр, но он был готов только через сутки, когда значительная часть войск уже высадилась. Операция проходила в довольно тяжелых условиях: из-за ила лодки не могли подойти близко к берегу, и последние несколько сот метров солдатам приходилось идти, увязая в песке и иле выше колена.

Обратите внимание: Почему на самом деле королева Елизавета наказывала придворных за браки.

И если людям этот мучительный путь был все же посилен, то о высадке лошадей и артиллерии до сооружения пирса не могло быть и речи.

Временный пирс, сооруженный японскими саперами

Таким образом, полностью высадить свои силы Ояма смог лишь к вечеру 4 ноября. Несмотря на трудности, операция была проведена почти без потерь, если не считать небольшой транспорт, затонувший из-за пожара, весь экипаж которого был спасен.

Тем временем войска, высадившиеся в Чинампо, быстрым маршем двигались в сторону Порт-Артура. 27 октября авангард достиг Бицзыво, взяв его без боя. 2 ноября, после прибытия основных сил и пополнения запасов, первые два батальона двинулись маршем на Цинчжоу, который оборонял китайский гарнизон.

Стены Цзиньчжоу

Порт-Артур располагался на оконечности относительно длинного Ляодунского полуострова, с укрепленным городом Цинчжоу у его основания и сильно укрепленной гаванью Далянь в 20 км западнее Люйшуня. Поэтому, чтобы взять Порт-Артур, японцам пришлось сначала преодолеть эти препятствия.

Обнесенный кирпичной стеной Цинчжоу, сам по себе не был хоть сколь-нибудь серьезным препятствием, а вот хорошо укрепленные позиции на соседних высотах Тахошанг могли доставить неприятности. Всего на этом рубеже у китайцев имелось 2700 человек при нескольких пушках. Командовал гарнизоном генерал Лянь Шун, не отличавшийся ни храбростью, ни подготовкой.

О

На другом, южном берегу залива Талиенван располагался порт Далянь (впоследствии русские назовут его Дальним). Сам город был невелик – в 1894 году в нем проживало не более 3000 жителей, – но имел чрезвычайное стратегическое значение.

Фактически это была единственная на всем побережье бухта, пригодная и удобная для переброски войск, не считая самого Порт-Артура.

По этой причине вход в гавань был в конце 1880-х годов сильно укреплен: его обороняли шесть фортов, вооруженных 20 тяжелыми и средними орудиями, и приспособленных для круговой обороны (в том числе со стороны суши). Гарнизон Даляня насчитывал 3500 человек под командованием генерала Чао.

Японские войска у стен Даляня

5 ноября японский авангард (пехотный батальон, инженерный батальон и кавалерийский эскадрон) провел разведку боем китайской позиции, контролировавшей дороги из Бицзыво и Фучоу в Цзинжоу. Встретив сильный огонь они отступили, чтобы на рассвете следующего дня провести решительный штурм уже вместе с прибывшими основными силами. Китайский пикет был очень быстро выбит, а после часовой артподготовки японские войска взяли и сам Цзинжоу. Эта относительно легкая победа стоила японцам всего 17 убитых и раненых, в то время как потери китайцев составили от 100 до 200 человек.

Развивая успех, три колонны японских войск практически без передышки двинулись из Цинчжоу на Далянь. Им никто не мешал: узнав о сдаче Цзинжоу, генерал Лянь Шун бросил свои отличные позиции на высотах и бежал в Порт-Артур.
Далянь. Портовые сооружения.

Стремительным ударом японская пехота взяла четыре форта из шести; оставшиеся два китайцы очистили без боя. Теперь у маршала Оямы имелось вдоволь провизии, оружия, боеприпасов и всех видов военной техники, оставленных в заброшенных фортах и на складах. Но, что гораздо важнее, у него в руках оказалась практически неповрежденная гавань, необходимая для организации снабжения.

Далянь был взят исключительно силами армии, без какой-либо помощи со стороны японского флота, вплоть до 6 ноября остававшегося у Хуаюанькоу для защиты места высадки и разгрузки припасов.

Крейсер Акицусима

Получив сообщение о захвате Цинчжоу, вице-адмирал Ито отдал приказ главным силам ("Хасидате", "Ицукусима", "Акицусима", "Нанива", "Тиеда", "Иосино", Такачихо", "Фусо", "Конго", "Кацураги", "Цукуси", "Такао", "Акаги", "Майя", "Осима" и "Чокай") немедленно идти в бухту Талиенван, оставив для защиты транспортов только "Хиэй", "Ямато", "Мусаси" и "Тенрю". До рассвета японские катера тралили фарватер, чтобы сразу после восхода солнца в порт вошли малый крейсер "Цукуси" и канонерские лодки "Акаги" и "Чокай", а канонерские лодки "Осима" и "Майя" - в залив Керр. "Цукуси" обстрелял из 10-дюймовок сигнальную вышку на восточном берегу залива, а "Акаги" и "Чокай" открыли огонь по городским постройкам. Ответного огня не было. После 09.00 основные силы японского флота также вошли в бухту, и вскоре сигнальщики доложили о японских флагах над фортами Талиена. Уже на следующий день японские транспорты начали разгружаться на совершенно не пострадавших пристанях Даляня.

И вновь приходится с сожалением отметить, что вся эта ситуация практически до мелочей повторится в 1904 году, когда японцы будут повторно брать порт – только теперь уже из рук русских. И вновь город и порт будут захвачены после непродолжительного сопротивления на Цзиньчжоуской позиции. Портовые сооружения и склады Даляня будут сданы практически неповрежденными по приказу генерала Фока …

#1894

#японо-китайская война

#xix век

#дальний восток

#военная история

#военно-морской флот

#флот

#китай

#история китая

#история японии

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться в раздел - так вы не пропустите выход нового материала

Помочь развитию сайта:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6

Еще по теме здесь: История.

Источник: 1894. Бои на подступах к Порт-Артуру, или Почему русская армия прогуляла японские уроки?.