33. Поворотная декорация для невесомости, или разгадка «Джемини-4». Часть 4.

Часть 1. Как в павильоне был снят выход в открытый космос, или разгадка "Джемини-4".

Часть 2. Куда летит перчатка, или разгадка "Джемини-4".

Часть 3. Кульбиты в невесомости, или разгадка "Джемини-4".

*

ЧАСТЬ 4.

Следующий киноприём, который нам следует описать, неоднократно применялся в кинематографе. Своего специального  названия он не имеет, а заключается в том, что камера вращается синхронно с декорацией.

Мы уже упоминали фильм «Космический рейс» (1935 г.), где необходимо было показать невесомость, когда ракета с путешественниками летит на Луну. Надо было сделать кадры, в которых актёры как бы плавают в пространстве на фоне стен.

33. Поворотная декорация для невесомости, или разгадка «Джемини-4». Часть 4.
Рис.1. Съёмка невесомости в фильме «Космический рейс»

В павильоне установили стенку декорации кабины корабля, вращающуюся на толстой деревянной оси, а съёмочный аппарат – в приспособлении, позволяющем вращать его вокруг оптической оси. Если с одинаковой скоростью вращать аппарат и декорацию, то на экране мы не увидим никакого движения.

Если подвесить на тонких чёрных тросах актёра между съёмочным аппаратом и начать вращать аппарат вместе с декорацией, то актёр, делающий несложные плавательные движения, будет на экране выглядеть вращающимся вокруг себя, как пропеллер.

Видео: Фрагмент фильма "Космический рейс"

Такие вращающиеся декорации – не редкость, они изготавливаются не только для фильмов-«ужастиков», где зомби ходят по потолку, но и для некоторых клипов. Вот, например, как использовалась специальная вращающаяся комната в клипе “Buy, buy, buy”  группы NSync – рис.2.

33. Поворотная декорация для невесомости, или разгадка «Джемини-4». Часть 4.
Рис.2. Вращающаяся декорация комнаты.

Камера крепилась к декорации и поворачивалась вместе со стенами. При повороте декорации на 90˚ пол оказывался на месте стены, и актёры, перемещаясь, оказывались стоящими на боковой стене – рис.3, слева.

И, естественно, для клипа перепробовали разные варианты установки камеры во вращающейся декорации.

33. Поворотная декорация для невесомости, или разгадка «Джемини-4». Часть 4.
Рис.3. Получаемый эффект при разной установке камеры.

ВИДЕО о съёмках клипа для группы NSync:

И, конечно, говоря об использовании вращающихся декораций в кино, мы не можем пройти мимо «классического» примера из фильма «2001. Космическая одиссея». В одной из сцен, стюардесса, захватив подносы с едой для пилотов, с помощью «специальной» магнитной обуви прошла по стенам помещения до потолка, оказавшись в конце вверх ногами – рис.4.

33. Поворотная декорация для невесомости, или разгадка «Джемини-4». Часть 4.
Рис.4. Сцена со стюардессой из фильма «2001. Космическая одиссея».

ВИДЕО

Вот как это выглядит в фильме (фрагмент):

Сцена, где стюардесса космического корабля проходит по стене и потолку помещения, нарушая законы гравитации, снималась следующим образом. Декорация находилась в цилиндре, который мог вращаться. Съёмочная камера жёстко крепилась на штативе к полу. В момент, когда актриса начинала идти по стене, цилиндр приходил в движение.

Фактически, она стояла месте, а вокруг неё вращалась декорация, сделав оборот на 180˚ и повернувшись вверх ногами (вверх полом, вниз потолком). Посмотрите, как шла стюардесса в реальности, и вы отчётливо заметите в конце её движения резкий толчок, возникший из-за того, что вращение декорации остановилось.

ВИДЕО: так было в реальности.

Следующий кадр – стюардесса входит в кабину к пилотам. Начинается съёмка перевёрнутой камерой – рис.5.

33. Поворотная декорация для невесомости, или разгадка «Джемини-4». Часть 4.
Рис.5. Съёмка перевёрнутой камерой.

Пока стюардесса идет вперёд, кинокамера успевает повернуться на 180˚. В конце кадра камера принимает «обычное» положение – рис.6.

33. Поворотная декорация для невесомости, или разгадка «Джемини-4». Часть 4.
Рис.6. Камера возвращается в нормальное положение.

Для поворота камеры была придумана специальная конструкция. Всем хорошо знакомы штативы – они позволяют делать панорамы в горизонтальной плоскости. А вот как выглядит устройство (оно называется «риг» от англ. Rig - оснастка), с помощью которого камеру можно поворачивать в вертикальной плоскости – рис.7.

33. Поворотная декорация для невесомости, или разгадка «Джемини-4». Часть 4.
Рис.7. Стенли Кубрик рядом с поворотным ригом.

С помощью нескольких колёс, которые движутся по двум трубчатым металлическим обручам, камера может делать полный оборот в любую сторону, поворачиваться на 360˚. Объектив киноаппарата находится точно в центре металлической окружности, поэтому при вращении внутреннего устройства камера поворачивается вокруг оси объектива.

Устройство получилось большим, поскольку съёмка «Космической одиссеи» производилась на широкую 70-мм киноплёнку, и сама камера была большой. Для 16-мм камеры вращающийся риг будет значительно легче и меньше в размерах.

Говоря о съёмках «Космической одиссеи» мы не можем пройти мимо и не упомянуть о самой большой вращающейся декорации, придуманной для кино. Она по высоте с 4-этажный дом – рис.8.

33. Поворотная декорация для невесомости, или разгадка «Джемини-4». Часть 4.
Рис.8. Барабан-центрифуга на завершающей стадии сооружения.

Это – гигантский барабан, диаметром более 10 метров и шириной в 3 с лишним метра. Декорация – рис.9 - была построена в студии MGM.

33. Поворотная декорация для невесомости, или разгадка «Джемини-4». Часть 4.
Рис.9. Декорация барабана-центрифуги в процессе изготовления.

Камера внутри могла как крепиться на месте и двигаться вместе с центрифугой, так и перемещаться самостоятельно. При вращении барабана внутренняя дорожка двигалась со скоростью 1,2 м/с. Все внутренние элементы интерьера были привинчены к полу и стенкам – рис.10.

33. Поворотная декорация для невесомости, или разгадка «Джемини-4». Часть 4.
Рис.10. Декорация внутри барабана.

ВИДЕО: ВИДЕОФРАГМЕНТ из фильма «Космическая одиссея»

Вот мы и подвели вас к ответу на вопрос, каким образом крутился Э.Уайт в кадре без всякой невесомости? Помните стюардессу, которая шла по кругу? Она фактически стояла на одном месте, а вокруг неё крутилась декорация. Вот точно так же фактически на одном месте висел актёр, изображавший Уайта, а вокруг него крутилась декорация, на переднем плане которой была кабина «Джемини», а на дальней стенке декорации - киноэкран с облачным покровом Земли.

Мы для вас раскрыли секрет движения стюардессы, заставив вращаться в видеоклипе декорацию, а не актрису. Точно также мы теперь заставим вращаться фон в клипе Уайта, чтобы вы увидели, что актёр, изображающий астронавта, всё время висит на одном месте.

Возможно, вы не до конца будете удовлетворены этим роликом, поскольку в редакторе мы можем вращать "картинку" только в одной плоскости, а в реальности съёмочная камера двигалась в двух перпендикулярных плоскостях.  (Но мы над этим думаем...)

ВИДЕО: как в реальности двигался Уайт.

Наверное, в вас закрался вопрос: а не мог ли быть Стэнли Кубрик причастен к съёмкам этого эпизода с Э.Уайтом, 1965 года?  За полтора года до этого, в конце 1963 года, он закончил свой фильм "Доктор  Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу" (премьера состоялась в январе 1964 г.). К тому же сделать «хороший пресловутый фильм о научной фантастике» С.Кубрик решил ещё в 1964 году. Весной 1964 г. он встречается с писателем Артуром Кларком, и начинается процесс работы. К началу съёмок "Космической одиссеи", в декабре 1965 года, были готовы все окончательные варианты конструкций космических кораблей. А киноролик с выходом Уайта в "открытый космос" датируется как раз концом 1965 года.

Если мы посмотрим внимательно фильм "2001. Космическая одиссея", то заметим там почти "цитату" из "выхода Уайта" - имеется в виду кадр фильма, где на фоне видно вращающуюся Землю - рис.11.

33. Поворотная декорация для невесомости, или разгадка «Джемини-4». Часть 4.
Рис.11. "Земля" на фоне.

Здесь использован приём рирпроекции - на фоне расположен просветный (полупрозрачный, как калька) киноэкран, а на него с другой стороны (сзади) светит кинопроектор. Кинопроектор проецирует на киноэкран заранее отснятый кинофильм с вращающейся "Землёй".

Вот как этот фрагмент выглядит в фильме.

Продолжение следует...

*

Часть 1. Как в павильоне был снят выход в открытый космос, или разгадка "Джемини-4".

Часть 2. Куда летит перчатка, или разгадка "Джемини-4".

Часть 3. Кульбиты в невесомости, или разгадка "Джемини-4".

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!