Начало пути в смутное время
После революции Катерина и Иван создали семью. В 1919 году у них родилась дочь, которую при крещении нарекли Агриппиной, но в быту девочку ласково называли Гарпена или Гарпеша. Позже в семье появились ещё три дочери, но Агриппина среди них была самой маленькой и хрупкой.
Испытания коллективизацией
Когда в стране началась коллективизация, судьба всей семьи круто изменилась. Старший брат Ивана, Филимон, совершил роковую ошибку — обменял своих лошадей на мельницу, рассчитывая на стабильный доход. Однако новые власти сочли его кулаком, экспроприировали мельницу и отправили всю семью Филимона в Сибирь. Иван, движимый состраданием, взял осиротевших племянников к себе. Теперь в его доме стало семеро детей, и наступили голодные времена.
Ивана назначили заведовать зернохранилищем. Несмотря на то, что его собственные дети пухли от голода, честный крестьянин не взял домой ни зернышка. Агриппине, его старшей дочери, пришлось рано повзрослеть. Окончив всего четыре класса сельской школы, она пошла работать в колхоз, чтобы помогать семье. Детство для неё закончилось, так и не успев по-настоящему начаться.
Первая любовь и невольный брак
К пятнадцати годам Агриппина превратилась в миловидную, хоть и очень худенькую, черноволосую девушку. На деревенской вечёрке она познакомилась с Прокопием, парнем на пять лет старше её. Между молодыми людьми вспыхнуло чувство, но их родители распорядились судьбами детей по-своему. Прокопия женили на более состоятельной невесте, а через год и Агриппину выдали замуж в зажиточную семью, против её воли.
Несчастные влюблённые изредка тайно встречались, но пойти против родительской воли не решались. Со временем, несмотря на осуждение односельчан, Агриппина и Прокопий решили быть вместе. Однако их личное счастье вскоре затмила общая беда — началась Великая Отечественная война. К тому моменту у них уже родился первенец, сын Тихон.
Военные лишения и долгая разлука
С первых дней войны Прокопия призвали на фронт. Судьба оказалась к нему сурова: за политический анекдот, рассказанный в окопе, его осудили на пять лет. Три года он провёл в штрафбате, а ещё два — в лагерях уже после Победы. Вернулся домой он только спустя семь долгих лет. Отец Агриппины, Иван, с войны не вернулся, пропав без вести под Сталинградом.
Мирная жизнь, полная забот
После воссоединения семья стала расти. У Агриппины и Прокопия родилось семеро детей, но выжили только пятеро сыновей. Двое малышей умерли в младенчестве. Последнего сына Агриппина родила, когда ей было уже за сорок. Она так и осталась маленькой и худенькой. Здоровье Прокопия, подорванное лагерями, давало сбои, развилась астма. Он ушёл из жизни, не дожив до шестидесяти. К тому времени дети уже разъехались, и Агриппина осталась одна.
Материнские тревоги и боль за детей
По ночам, ворочаясь без сна, Агриппина вспоминала всю свою жизнь. Она думала о ласковом муже, который называл её Гулюшкой, о разъехавшихся сыновьях. Трое из них были счастливы в браке, их жёны называли её мамой, и это согревало сердце. Но двое сыновей причиняли матери особую боль.
Со вторым сыном жизнь сложилась трагически. Его брак с холодной и неприветливой девушкой с самого начала не сулил добра. Материнское сердце Агриппины чувствовало это ещё на первой встрече. Молодые уехали на Север, где на работе с сыном произошёл несчастный случай — взорвавшаяся лампочка лишила его глаза. Неудачная операция и заражение привели к почти полной слепоте. Характер мужчины изменился, брак распался. Душевная травма и развившаяся мания преследования привели к тому, что сын периодически оказывался в психиатрической больнице. Агриппина бесконечно переживала за него, и эта боль не утихала с годами.
Младший сын тоже не радовал мать — не мог устроиться в жизни и часто пил. За каждого из пятерых сыновей, как за пять пальцев на руке, у Агриппины болело сердце. Поранить любой — и будет больно всей руке.
Память сердца: урок войны
Среди всех воспоминаний особенно ярко всплывал один эпизод военных лет. Оставшись вдвоём со старшим сыном, тогда ещё четырёхлетним малышом, Агриппина сварила семь картошек. Не удержавшись, съела одну тайком. Разделив оставшиеся поровну, по три картошки, она попросила у сына одну. Мальчик отказался: «Нет, тогда у тебя больше будет». Но через мгновение подошёл и протянул ей свою картошку со словами, которые Агриппина пронесла через всю жизнь: «Мама, возьми, ешь. Ведь если я умру, ты без меня проживёшь. А если ты умрёшь, то я без тебя — нет».
Итог долгой дороги
Прожитая жизнь казалась Агриппине одновременно и долгой, и промчавшейся в одно мгновение. Лёжа в тишине, она то плакала, то мысленно радовалась за детей и внуков. Её материнская миссия, её удел — любить, тревожиться и молиться. И теперь её единственная мечта была простой и великой одновременно: чтобы все её дети и внуки были живы, здоровы и счастливы. Об этом она и молилась Богу в тишине своих одиноких ночей.
Благодарю всех посетивших мой канал. Надеюсь на новые встречи. Подписывайтесь на мой сайт и ставьте палец вверх, если вам интересны мои публикации. Ждите продолжений.Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Агриппина. Простая история.