Дальше Земли никуда: почему люди больше не летают на Луну?

Прошлый век можно назвать веком космической эпохи: соперничество двух мировых держав – СССР и США принесло множество открытий всему человечеству. Спутники и космические аппараты, исследующие планеты Солнечной системы, первые люди в космосе, первые шаги человека на Луне – всё это вдохновило человечество настолько, что в народе были уверены: мы обязательно доберёмся до Марса и даже построим там города! В научных журналах появлялись красивые иллюстрации с лунными городами и базами, космическими кораблями и их бесстрашными пилотами. Но что случилось сейчас? Почему мы уже столь долгое время топчемся на месте, снова «сидим в песочнице» и дальше орбиты родного дома никуда? Почему полвека назад люди разгуливали по Луне, а сейчас всё прекратилось?

Сатурн-5, та самая ракета, на которой летали американцы

Большинство людей сейчас уверены, что полёты американцев на Луну – это самая большая научная афера ХХ века: всё сняли в Голливуде, и если бы они действительно там были, то летали бы снова и снова! Верить в это или нет, разумеется, личное дело каждого. О вопросе путешествия американцев на Луну я писала отдельную статью, ссылку на которую оставлю в подборке ниже. Эта же статья ориентирована на тех людей, кто не является ярым противникам американской лунной миссии. Итак, попробуем разобраться, в чём дело!

Что же нужно для полёта на Луну?

1. Нам понадобится сверхтяжёлая ракета, выводящая от 120 тонн на низкую орбиту и более 45 тонн — на траекторию к Луне. Стартовая масса такого корабля должна быть около 3000 тонн! На более лёгких ракетах вывести в космос лунный корабль за один раз не получится. Если попробовать запускать две ракеты и собирать корабль в космосе, то придётся очень сильно рисковать, так как эта задача не из лёгких, да и обидно будет потерять такое дорогостоящее сооружение! Отсюда переходим ко второй проблеме – финансовый вопрос.

Лунный реголит, привезённый астронавтами NASA

2. Стоимость программы «Аполлон» в ценах 1969 года составляла более 25 миллиардов долларов, что в ценах начала XXI века равнялось примерно 140 миллиардам долларов. Это слишком дорого даже для Америки, особенно, если учитывать нестабильную финансовую обстановку во всём мире и неспокойную политическую атмосферу в целом. Так что, на полёт нужно знатно потратиться. Сейчас NASA уже давно обошли Роскосмос в научных достижениях, и какими бы патриотами мы ни были, а это придётся признать. Вспомнить хотя бы известные марсоходы (“Curiosity”, “Opportunity”, “Perseverance”), «Кассини», «Новые горизонты», «Юнона» … А чем можем похвастаться мы?

Обратите внимание: Почему космонавты не любят сдавать "Пробу Васютина".

Так что, у NASA больше нет задачи кого-то опередить.

Процесс сбора грунта

3. Помимо самой ракеты нужен лунный посадочный модуль, способный садиться на манер современных "фальконов" или советских лунных посадочных аппаратов полувековой давности. Его масса начинается от 15 тонн.

Все прочие принадлежности, а именно — ЦУПы, скафандры, лунный транспорт не являются проблемой, так как эти вещи либо уже имеются в наличии, либо могут быть быстро разработаны и усовершенствованы без огромных затрат.

Всего в истории сверхтяжёлые ракеты-носители строили 4 раза: американская "Сатурн-5", на которой и полетели знаменитые астронавты, советская Н-1, советская "Энергия" и американская SLS (всё еще создаётся). Если мы посмотрим на всех четырёх красавиц, то заметим их общее сходство. Никаких технологических секретов в них нет, и при желании любая страна с этой задачей может справиться, но ключевое слово - желание. Уже у Брежнева такого желания не было, а про нынешнее время вообще проще умолчать. Решив сэкономить, американцы отменили другие пилотируемые полеты на Луну, которые должны были состояться в 1973-1974 годах. Советский Союз закрыл свою программу вовсе, аргументируя такие проекты слишком затратными. В итоге все всё отложили «на потом».

Советская ракета Н-1

Так почему в 60-е американцы смогли, а сейчас – нет?!

Это самый часто задаваемый вопрос. «Что мешает летать по технологиям прошлого века?!» К сожалению, полных и детальных чертежей по факту просто нет. Частные фирмы, делавшие узлы старинной ракеты, в значительном количестве уже закрылись. Но даже если бы они и работали до сих пор, то это не принесло бы особой пользы. Компоненты легендарной ракеты "Сатурн-5" не производятся так давно, что затраты времени и средств, нужные для их воспроизводства, будут равны разработке новой ракеты. То есть, чтобы полететь на Луну, придётся проектировать всё заново, а это снова потребует неимоверных затрат.

Бывшие на Луне астронавты США

Таким образом, основная причина – деньги. Любые технологии можно восстановить или усовершенствовать, однако всё это стоит очень немало, а с финансами никому расставаться не хочется. К тому же, NASA уже давно обошло все страны по количеству космических достижений и открытий, и им уже не с кем соревноваться. СССР был достойным противником, а сейчас такого нет и в помине. На свою беду, или счастье Луна пока остаётся одинокой на неопределённый срок. Что-то там Роскосмос говорил о возвращении России на Луну в 2021 году, но это больше похоже на утопию, чем на реальность.

Вам может быть интересно:

Действительно ли американцы посещали Луну?

А знаете ли вы, что на Луне есть памятник павшим астронавтам?

Ретрофутуризм как отдельный вид космического искусства

Всё ли предопределено? Что об этом говорит наука?

Мечты Илона Маска о полёте на Марс: грёзы известного миллиардера

Как погиб "Челленджер"? Краткая история полётов шаттла

Самый красивый кратер на Луне

Экскурсия на самый крупный спутник в Солнечной системе!

С какой скоростью мы несёмся вместе с Землёй во Вселенной?

Что прячется за орбитой Плутона?

Хорошо ли вы знаете Солнечную систему? Пройдите лёгкий тест ;)

Как выглядит тёмная сторона Луны?

Больше интересных статей здесь: Космос.

Источник статьи: Дальше Земли никуда: почему люди больше не летают на Луну?.