Астрономы вряд ли когда-нибудь признаются, что совершенно не умеют называть те объекты, с которыми имеют дело

Астрономы редко признаются, что совершенно не разбираются в названиях объектов, с которыми имеют дело. Однако это действительно так. Возьмем, к примеру, Бетельгейзе. В одном каталоге эта звезда значится как "BD +7 1055". Следует обязательно добавить, что у него есть более сорока других названий, которые выглядят столь же абстрактно и мало что говорят посторонним. Другое дело, что для астрономов эти буквы и цифры несут вполне конкретную информацию о звезде.

Название звезды часто состоит из двух или трех частей. Рассмотрим, возможно, уже упомянутый "BD +7 1055". Первые две буквы чем-то напоминают имя человека, если проводить параллели, понятные каждому. Расшифровывается как "Bonner Durchmusterung" (Боннское обозрение). Это звездный каталог, который впервые был составлен между 1859 и 1903 г. Другими словами, эта часть названия указывает на источник, у которого хватило смелости назвать звезду.

Bonner Durchmusterung: Des Nordlichen Himmels. Издание 1903 года.

Теперь перейдем к комбинации символов "+7". К счастью, это не является показателем того, что нам нужно заниматься сложной математикой. Она лишь указывает, в какой точке неба находится Бетельгейзе. Для земного наблюдателя небо - это трехмерное пространство, сжатое в двухмерную сферу. Вдоль последней проходит воображаемая линия, называемая небесным экватором. "+7" в названии Бетельгейзе указывает на то, что звезду следует искать в семи градусах к северу от этой линии. Эта величина называется склонением и играет ту же роль, что и широта на поверхности Земли.

Таким образом, мы сузили сектор поиска Бетельгейзе. Однако если присмотреться, то можно увидеть довольно много звезд. Последний набор цифр помогает разобраться в этом изобилии. В принципе, было бы разумно дать небесный эквивалент долготы, но авторы каталога BD в очередной раз показали, что астрономы просто ужасно разбираются в названиях. Чтобы понять, что означает 1055 в данном случае, нам нужно вспомнить некоторые основы науки. Если склонение аналогично широте, то долгота соответствует тому, что известно как "прямое восхождение".

Обратите внимание: О каких 8 фактах про космос вы никогда не слышали.

И в нем используются "часы" вместо градусов.

Экваториальная система координат

Подобно тому, как нулевой градус долготы на земном шаре был произвольно обозначен как проходящий через Гринвич, нулевой час прямого восхождения на карте неба был назначен линией, проходящей через созвездия Рыб и Пегаса. Число 1055 в названии Бетельгейзе означает, что мы должны вести отсчет от нулевого часа до 1055-й звезды в узкой полосе седьмого градуса склонения. Необходимо убедиться, что учитываются только те светильники, которые имеются в Bonner Durchmusterung. Составленные позже каталоги несколько облегчают описанную выше задачу. Они перечисляют Бетельгейзе, в частности, как "IRAS 05524+0723" и "2MASS JO5551028+0724255". Здесь также содержится информация о прямом восхождении и склонении.

Ситуация не становится легче, если мы попытаемся углубиться в историю. Астрономы не всегда придерживались одних и тех же принципов при присвоении названий космическим объектам. Китайцы, например, делали это на основе узора, образованного определенной последовательностью звезд. Благодаря им Бетельгейзе стал известен как "Шен 4". Это, конечно, не каталог звезд, как в Европе, но выбранный метод классификации помог дать представление о том, где находился светильник, хотя и очень смутное. Можно также вспомнить систему наименований, разработанную в XVII веке немецким астрономом Иоганном Байером. Здесь все основывалось на том, насколько ярким было конкретное светило по сравнению с соседними в созвездии. В этой системе Бетельгейзе обозначена как Альфа Ориона.

Изображение созвездия Орион по данным уранометрии Байера

Так какой смысл называть одну и ту же звезду несколькими именами? Почему невозможно придумать для нее единое название, с которым согласились бы все астрономы мира? На самом деле, существует организация, которая занимается этим вопросом. Это Международный астрономический союз. Он был основан в начале 20 века, чтобы, в частности, ввести единые правила наименования космических объектов, универсализировать каталоги и стандартизировать существующие названия. В случае с Бетельгейзе астрономам было указано, как правильно обозначать звезду в научных журналах и публикациях, но в целом организация не выступает против сохранения альтернативных каталожных названий. И по мере регулярного запуска в космос новых телескопов и создания новых баз данных по результатам наблюдений, количество этих "сущностей" будет только расти.

Справедливости ради следует отметить, что Международный астрономический союз работает над тем, чтобы давать звездам имена, которые можно произносить, даже не задумываясь о математике. Намерение состоит в том, чтобы названия в большей степени отражали существующие культурные традиции. Тот факт, что большинство названий, используемых астрономами, совершенно непонятны, не говорит о недоброжелательности представителей этой уважаемой профессии. Они просто хотели облегчить своим коллегам поиск объекта в небе.

Больше интересных статей здесь: Космос.

Источник статьи: Астрономы вряд ли когда-нибудь признаются, что совершенно не умеют называть те объекты, с которыми имеют дело.