Повышение тарифов на услуги ЖКХ призвано выровнять систему в области, разделить в непростых условиях. Однако включен ли в новые тарифы запас прочности? Или нужны дополнительные решения на уровне федерального центра и регионов? Эксперты отрасли представили свое видение текущей ситуации.
Улан-Удэнская ТЭЦ-2экономические санкции, недостаточное развитие импортозамещения на рынке комплектующих, значительный рост цен на рынке металлопродукции, инфляция и высокая степень изношенности коммунальной инфраструктуры, созданной еще в советское время, характер сложившейся ситуации коммунального хозяйства - более заметно в наиболее холодных, малонаселенных и удаленных от центра регионах. Например, Сибирь и Дальний Восток всегда платили за тепло, свет и воду больше, чем регионы европейской части России. Это было экономически оправдано и все понимали: стоимость киловатта или гигакалории складывается из многих составляющих – цена добычи и доставки топлива, строительство инфраструктуры, поддержание ее в рабочем состоянии, заработная плата задействованного персонала в нем и многое другое. Можно сказать, что дальневосточники давно привыкли к тому, что комфорт стоит недешево, - и понимают ежегодное удорожание коммунальных услуг. Но есть неочевидные для простого потребителя факторы – удастся ли сегодня закрыть накопившиеся в отрасли проблемы только в рамках тарифных решений.
Тариф или субсидии?
«Оценить состояние ЖКХ в целом, конечно, невозможно — это похоже на «среднюю температуру по больнице». Имеет значение конкрестика - регион, оставленный пункт, система жизнеобеспечения. В городах есть новые районы, где сложное благоустройство и все блестит, а есть старые сети, доход от эксплуатации которых отрицательный. В связи с этими соображениями 15 лет назад была высказана идея концентрации средств на региональном уровне. Однако модернизация тарифной политики региона как самостоятельное явление не перспективна, она будет эффективна в рамках оптимизации всей политики развития ЖКХ в условиях санкций и импортозамещения. Расходы, изложенные в структуре тарифа, отражают цели, которые будут финансироваться за счет этого тарифа. То есть необходим предварительный анализ внутренней и внешней среды отрасли на уровне каждого субъекта Российской Федерации», — уверен кандидат экономических наук, эксперт в области теплогазоснабжения Сергей Таран.
Он также выразил мнение, что ни одна компания сегодня не в состоянии полностью «потянуть» затраты на содержание доставшейся в наследство от СССР инфраструктуры, в том числе генерирующих станций и сетей. По словам эксперта, необходимым условием является сотрудничество. Что касается приоритетов распределения «модернизированных» тарифов, то здесь Сергей Таран предлагает больше внимания уделить «человеческому капиталу», заложив достаточные средства на сохранение и приумножение кадрового потенциала ресурсоснабжающих организаций и профильных учебных заведений.
Теплоснабжение остается болезненным вопросом для жителей Дальнего Востока. Для таких регионов, как Якутия, Бурятия, Забайкалие, Чукотка, Камчатка, где оплатные очень в семмпре, а отключают в юне, все что вышение с этой областью энергоснабжения, - буквально вопрос выживания. И без состояния собистий тут не обойтись.
Глава Общественной палаты Республики Бурятия Татьяна Думнова, недавно возглавившая министерство экономики республики, говорит: российской энергетике нужны инвесторы и государственная поддержка.
«Отрасль выживает за счет реализации различных моделей субсидирования из областного бюджета и за счет перекрестного субсидирования населения и потребителей», — говорит Татьяна Думнова.
Однако она не согласна с мнением экспертов о том, что корень всех проблем в тарифе: «На территории ДФО, какими бы высокими ни были тарифы, они не дадут инвестиционной составляющей для ТЕК. Все зависит от финансовых возможностей граждан и бизнеса как основных инвесторов отрасли. Предел не бесконечен, он уже практически исчерпан. Платы за капитальный ремонт и средств местных бюджетов на аналогичные программы едва хватает: региону и федерации нужна помощь. «За основу можно использовать механизм Фонда содействия реформированию ЖКХ», — говорит экс-глава министерства.
В то же время существует ряд схожих экспертных мнений относительно именно уровня повышения тарифа. Специалисты по теплоснабжению открыто говорят: в сегодняшних условиях для нормального функционирования отрасли повышать тарифы на тепло менее 9% - просто неэффективно.
Обратите внимание: Интервью с директором ФРП Романом Петруца о принципах работы Фонда развития промышленности и условиях финансирования промышленных предприятий.
В тариф включено практически все, что необходимо для рентабельного производства: цена топлива — пусть даже недорогого российского угля, необходимые материалы, оплата тяжелого труда энергетиков. В сложившейся ситуации, когда уровень повышения тарифов во многом диктуется политическими, а не оправданными экономическими соображениями, вероятность грядущего коммунального коллапса достаточно высока. Не стоит запачивать материалы, молодежь не захочет идти работать в отрасль с неконкурентной зарплатой – и печальный прогноз станет реальностью.Количество или качество?
Среди экспертов, предлагающих рассматривать проблемы ЖКХ дифференцированно, применительно к каждому отдельному региону, - академик-экономист Евгений Касьянов, в конце 90-х несколько лет занимавший должность вице-губернатора Читинской области и возглавлявший обком экономика. Я знаю обстановку по Приморскому краю, по Хабаровскому, по Амурской области, по Бурятии. Там дела обстоят лучше", - сказал он, отметив "другой" характер проблем с жильем в более благополучных регионах.
Экономисту упротит предходитель Общественной палаты Забайкальского края Сергей Новиченко: «Проблемные вопросы в сфере ЖКХ в Забайкалии – это вопросы «с бородой». Один из сложных моментов — перекрестное субсидирование, с которым мы не справились в полной мере. Тарифная политика также далека от идеала. Сейчас наши ресурсоснабжающие организации не имеют рублевой инвестиционной составляющей в тарифе. И хорошо, если они производят сообщения по продаже тепла настоянию, но говорят о коком-то развитии, улучшении, переворужении уже не копочить», - сказал он.
Забайкальский край, по словам Сергея Новиченко, не знает вдохновляющих историй успеха в сфере ЖКХ. Практика привлечения концессионеров в регионе пока не сработала. Есть единичные случаи удачных примеров государственно-частного партнерства – и то только потому, что частные предприниматели «выезжали» на объекты со своим оборудованием. Общественный деятель констатирует: для решения старых проблем нужны комплексные решения, над которыми должны работать все заинтересованные стороны и стороны.
Гарантии энергетиков
Как пример того, как энергетики вынуждены постоянно искать баланс между социальной ответственностью и рентабельностью бизнеса. Механизм «альтернативной котельной», предложенный Минэнерго РФ в 2017 году, можно отдать поставщикам тепла. В ряде городов страны этот новый механизм тарифообразования, гарантирующий компаниям долгосрочную окупаемость инвестиций, уже действует и приносит свои плоды. Например, Сибирская генерирующая компания (СГК) в 2023 году вложит 1,67 млрд рублей в реализацию проектов «альтернативных котлов» в Барнауле и Бийске. Средства пойдут на перенос сетей и модернизацию котельных.
Другой пример – теплоснабжающая компания «ТГК-14», работающая в двух регионах Дальнего Востока – Бурятии и Забайкалье. В 2022 году компания инвестировала в энергосистему двух регионов более 2,5 млрд рублей. Большая часть средств была направлена на ремонт и модернизацию оборудования нескольких ТЭЦ, остальная часть — на модернизацию и ремонт котельных и тепловых сетей. Цифра выглядит внушительно — особенно если вы участник, компания не имеет гарантий в виде «альтернативного котла», а только стремится к ним. Всего в управлении ТГК-14 находится 7 электростанций, 52 котельных и 934 км тепловых сетей. Поддерживать такую энергетическую экономику с каждым днем становится все труднее – и государственная поддержка не спешит на помощь.
Обобщая вызаканные меня и примеры, можно гадить водов: выбрать тарифы в коловских устройствах изногите недостаток – этот вопрос не загрузка у экспертов снений. Но если ежегодное повышение тарифов уже стало привычным для российских регионов фактом, то в этом вопросе необходимо выработать системный подход, закладывая продуманные тарифные решения на долгосрочную перспективу. И здесь альткотельный механизм имеет все шансы стать универсальным средством решения многих проблем.
Больше интересных статей здесь: Промышленность.
Источник статьи: Повышение тарифов на услуги ЖКХ призвано выровнять ситуацию в отрасли, оказавшейся в непростых условиях.