Повышение тарифов ЖКХ: необходимость или путь к коллапсу? Взгляд экспертов на системные проблемы отрасли

Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги позиционируется как мера, призванная стабилизировать отрасль, находящуюся в сложном положении. Однако возникает ключевой вопрос: достаточно ли этого шага для создания надежного запаса прочности, или же для реального улучшения ситуации требуются дополнительные решения на федеральном и региональном уровнях? Своим видением ситуации делятся отраслевые эксперты.

Улан-Удэнская ТЭЦ-2

На состояние коммунального хозяйства сегодня влияет целый комплекс факторов: экономические санкции, медленные темпы импортозамещения в сегменте комплектующих, резкий рост цен на металлопродукцию, общая инфляция и критический износ инфраструктуры, большая часть которой была построена еще в советскую эпоху. Особенно остро эти проблемы ощущаются в холодных, малонаселенных и удаленных от центра регионах, таких как Сибирь и Дальний Восток. Исторически жители этих территорий платили за тепло, электричество и воду больше, чем в европейской части России. Это было экономически обосновано: конечная стоимость киловатта или гигакалории складывается из множества составляющих — добычи и логистики топлива, затрат на строительство и поддержание инфраструктуры, фонда оплаты труда персонала. Можно сказать, что дальневосточники давно смирились с высокой ценой комфорта и воспринимают ежегодный рост счетов как данность. Но за рамками понимания обычного потребителя остается главное: способны ли одни лишь тарифные изменения решить накопившиеся в отрасли системные проблемы?

Тариф или субсидии: что эффективнее?

«Дать единую оценку состоянию ЖКХ по всей стране — все равно что измерить среднюю температуру по больнице. Ситуация кардинально различается в зависимости от региона, населенного пункта и конкретной системы жизнеобеспечения. В городах есть новые районы с современной инфраструктурой, а есть старые сети, эксплуатация которых приносит одни убытки. Именно поэтому около 15 лет назад возникла идея концентрации средств на региональном уровне. Однако модернизация тарифной политики в отдельно взятом регионе сама по себе малоэффективна. Она должна быть частью комплексной оптимизации всей политики развития ЖКХ в условиях санкций и импортозамещения. Структура тарифа должна четко отражать цели, на которые будут направлены собранные средства. Для этого необходим глубокий предварительный анализ внутренней и внешней среды отрасли в каждом субъекте РФ», — считает кандидат экономических наук, эксперт в области теплогазоснабжения Сергей Таран.

Он также отмечает, что сегодня ни одна компания не в состоянии самостоятельно нести бремя содержания доставшейся в наследство от СССР инфраструктуры, включая генерирующие станции и сети. Эксперт видит выход в тесном сотрудничестве всех сторон. Что касается приоритетов распределения средств от повышенных тарифов, Сергей Таран предлагает сделать акцент на «человеческом капитале», закладывая достаточное финансирование для сохранения и развития кадрового потенциала ресурсоснабжающих организаций и профильных учебных заведений.

Особенно болезненным вопрос теплоснабжения остается для жителей Дальнего Востока. В таких регионах, как Якутия, Бурятия, Забайкалье, Чукотка и Камчатка, где отопительный сезон длится большую часть года, а морозы бывают экстремальными, надежное энергоснабжение — это буквально вопрос выживания. Без серьезной государственной поддержки здесь не обойтись.

Глава Общественной палаты Республики Бурятия Татьяна Думнова, недавно возглавившая министерство экономики республики, уверена: российской энергетике необходимы инвесторы и господдержка. «Отрасль выживает за счет различных моделей субсидирования из региональных бюджетов и механизма перекрестного субсидирования между населением и промышленными потребителями», — поясняет Думнова.

При этом она не согласна с теми, кто видит корень всех проблем исключительно в низких тарифах: «На Дальнем Востоке, какими бы высокими ни были тарифы, они не создадут инвестиционной составляющей для топливно-энергетического комплекса. Все упирается в финансовые возможности граждан и бизнеса как основных инвесторов. Предел их платежеспособности не бесконечен, он практически исчерпан. Средств от платы за капитальный ремонт и местных бюджетных программ едва хватает. Региону и отрасли нужна федеральная помощь. За основу можно взять механизмы, аналогичные Фонду содействия реформированию ЖКХ», — считает экс-глава министерства.

Существует и противоположная точка зрения на необходимый уровень повышения тарифов. Некоторые специалисты по теплоснабжению открыто заявляют: в текущих условиях повышение менее чем на 9% для нормального функционирования отрасли просто неэффективно.

Обратите внимание: Интервью с директором ФРП Романом Петруца о принципах работы Фонда развития промышленности и условиях финансирования промышленных предприятий.

В тариф сегодня заложено практически все, что нужно для рентабельной работы: стоимость топлива (пусть и недорогого российского угля), материалы, оплата тяжелого труда энергетиков. Сложность в том, что уровень повышения тарифов часто диктуется политическими, а не экономическими соображениями, что повышает риски будущего коммунального коллапса. Если не инвестировать в материалы и оборудование, а зарплаты в отрасли останутся неконкурентными, молодежь не пойдет туда работать — и печальный прогноз может стать реальностью.

Количество или качество: региональный подход

Среди экспертов, выступающих за дифференцированный подход к проблемам ЖКХ с учетом специфики каждого региона, — академик-экономист Евгений Касьянов, в конце 90-х занимавший пост вице-губернатора Читинской области. «Я знаю обстановку в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области, Бурятии. Там дела обстоят лучше», — отмечает он, подчеркивая, что в более благополучных регионах проблемы ЖКХ носят иной характер.

Эту мысль развивает председатель Общественной палаты Забайкальского края Сергей Новиченко: «Проблемы в сфере ЖКХ в Забайкалье — это вопросы «с бородой». Одна из ключевых трудностей — не до конца решенная проблема перекрестного субсидирования. Тарифная политика также далека от идеала. Сейчас наши ресурсоснабжающие организации не имеют в тарифе инвестиционной составляющей. И хорошо, если они просто поддерживают текущее производство тепла, но говорить о каком-либо развитии, улучшении или перевооружении уже не приходится», — констатирует он.

По словам Новиченко, Забайкальский край не может похвастаться успешными кейсами в сфере ЖКХ. Практика привлечения концессионеров в регионе пока не дала результатов. Есть лишь единичные примеры удачного государственно-частного партнерства, и то только благодаря тому, что частные инвесторы приходили на объекты со своим оборудованием. Общественный деятель делает вывод: для решения старых проблем нужны комплексные меры, в разработке которых должны участвовать все заинтересованные стороны.

Гарантии для энергетиков: поиск баланса

Ярким примером того, как энергетики балансируют между социальной ответственностью и рентабельностью бизнеса, может служить механизм «альтернативной котельной», предложенный Минэнерго РФ в 2017 году. Этот механизм тарифообразования, гарантирующий компаниям долгосрочную окупаемость инвестиций, уже внедрен в ряде городов и показывает свою эффективность. Например, Сибирская генерирующая компания (СГК) в 2023 году направит 1,67 млрд рублей на проекты «альтернативных котлов» в Барнауле и Бийске. Средства пойдут на перенос сетей и модернизацию котельных.

Другой пример — теплоснабжающая компания «ТГК-14», работающая в Бурятии и Забайкалье. В 2022 году компания инвестировала в энергосистему двух регионов более 2,5 млрд рублей. Большая часть средств была направлена на ремонт и модернизацию оборудования нескольких ТЭЦ, остальное — на обновление котельных и тепловых сетей. Цифра впечатляет, особенно если учесть, что компания пока не имеет гарантий по механизму «альтернативного котла», а только стремится к их получению. Всего в управлении «ТГК-14» находится 7 электростанций, 52 котельные и 934 км тепловых сетей. Поддерживать такую масштабную инфраструктуру с каждым годом становится все сложнее, а государственная поддержка приходит не так быстро, как хотелось бы.

Обобщая мнения экспертов и приведенные примеры, можно сделать вывод: простое повышение тарифов в условиях изношенной инфраструктуры — это полумера, и в этом сомнений у специалистов нет. Но если ежегодный рост платежей уже стал для российских регионов привычным фактом, то необходим системный подход, предполагающий продуманные тарифные решения на долгосрочную перспективу. И здесь механизм «альтернативной котельной» имеет все шансы стать универсальным инструментом для решения многих наболевших проблем.

Больше интересных статей здесь: Промышленность.

Источник статьи: Повышение тарифов на услуги ЖКХ призвано выровнять ситуацию в отрасли, оказавшейся в непростых условиях.