Люди наконец покупают электромобили. Однако будет ли на них расти спрос так же быстро, как когда-то на солнечные батареи? И действительно ли это повлияет на степень загрязнения воздуха и изменения климата?
В сентябре состоялся первый саммит, посвященный электромобилям. В совещании приняли участие представители стран со всего мира, специалисты отрасли, ученые и финансисты. Посетители приехали в Бирмингем, колыбель английского автоспорта и, в то же время, город, который борется с проблемой смога. Одной из основных тем во время мероприятия стал вопрос использования электромобилей для борьбы с загрязнением воздуха и глобальным потеплением.
В секторе транспортных средств за последнее десятилетие произошли огромные изменения во всей автомобильной промышленности. Вот пять вопросов, которые нужно знать в этой теме:
В течение многих лет электромобиль находился больше в сфере дизайна, чем реализации. Продажи этих автомобилей по-прежнему составляют небольшой процент от всех произведенных автомобилей, но темпы их производства высоки, как это было десять лет назад с установками для получения энергии из возобновляемых источников.
В 2010 году во всем мире было всего несколько тысяч электромобилей. В 2017 году эта цифра превысила 3 миллиона и увеличилась до 4 миллионов всего через 6 месяцев. В прошлом году более 50%, были проданы в Китае и 20% и 17% соответственно в Европе и США.
Правительства многих стран заявляют о своей готовности отойти от автомобилей, заправленных топливом, газом или бензином. Норвегия предлагает запретить их продажу уже в 2025 году. Нидерланды, Ирландия и Словения чуть позже, в 2030 году. Индия недавно рассматривала аналогичную дату. Франция, Великобритания и Шри-Ланка хотят отказаться от продажи традиционных автомобилей к 2040 году, а Швеция: 2045. Китай также рассматривает эту идею, хотя они и не хотят объявлять какую-либо дату.
В краткосрочной перспективе большинство электромобилей, вероятно, отправятся в города, часто борясь с проблемой смога.
В 2017 году. 12 городов: Лондон, Париж, Лос-Анджелес, Копенгаген, Барселона, Кито, Ванкувер, Мексика, Сиэтл, Окленд и Кейптаун объявили о запрете на движение автомобилей внутреннего сгорания к 2030 году. Годом ранее, то есть в 2016 году, четыре столицы: Мадрид, Афины и Мексика ввели ограничения для автомобилей с дизельными двигателями. И в этом году власти следующих 14 крупных городов взяли на себя обязательство по «Декларации улиц без топлива», чтобы заменить все традиционные электрические автобусы к 2025 году и ввести зоны с запретом на традиционные транспортные средства к 2030 году.
Последним вопросом, который предстоит рассмотреть на данном этапе, являются субсидии, которые все еще играют важную роль в продаже электромобилей (как в случае с Китаем, Норвегией, США, Соединенном Королевством, Германией и Швецией) – которые применяют финансовые стимулы для покупки электромобиля. Между тем, в Дании продажа этих автомобилей в 2017 году упала на 60% после того, как правительство отказалось от соответствующего налогового кредита.
Развитие рынка электромобилей зависит от наличия пунктов зарядки. В Норвегии и Нидерландах на десять жителей приходится один пункт зарядки. Обе страны могут похвастаться столь же впечатляющим числом электромобилей.
С другой стороны, развитие сети пунктов зарядки происходит медленно. Новые соглашения между властями и управляющими землями, например, автостоянками, могут ускорить этот процесс, но во многих странах этот вопрос необходимо рассортировать.
Но есть хорошие новости: только Великобритания хочет инвестировать в строительство пунктов 400 миллионов фунтов, Нью-Йорк: 250 миллионов долларов, а Калифорния – 738 миллионов. В это время Китай заявляет, что к 2022 году они построят 4,8 миллиона пунктов перезарядки на 1,9 миллиарда долларов.
Производители автомобилей спешат предлагать самый широкий ассортимент электромобилей. Ожидается, что число моделей возрастет с 155 в 2017 году до 349 в 2025 году. Почти половина из них будет внедорожниками. Это связано с крупными инвестициями, затраты на которые к 2022 году, как ожидается, составят 140,7 млрд. Долл. США.
С другой стороны, только несколько компаний, включая Volvo, объявил о своем отходе от производства обычных негибридных автомобилей.
А как насчет крупных игроков в этой отрасли? Например, Volkswagen намерен иметь электрический эквивалент каждой из своих традиционных моделей, но он не намерен выводить последние из своего диапазона.
По данным пресс-агентства Bloomberg, электрификация позволит избежать сжигания 7,3 миллиона баррелей нефти в день к 2040 году. Это большая сумма, которая повлияет на цену и объем производства этого топлива.
В то же время это не обязательно повлияет на количество парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу, и уменьшить последствия изменения климата. Ключевой вопрос здесь – ответ на вопрос: откуда энергия будет поступать к электромобилям. В настоящее время Китай является крупнейшим рынком сбыта и страной, которая инвестирует огромные деньги в ВИЭ. В то же время уголь по-прежнему остается основным источником энергии, а выбросы парниковых газов растут. Электрические автомобили, работающие на энергии из угля, не изменят наше состояние воздуха или наш нестабильный климат.