В древние времена один из самых важных праздников греков, Олимпийские игры, проводился каждые четыре года в честь главного бога Зевса. Как и на наших современных Олимпийских играх, спортсмены приезжали на соревнования из далеких стран, включая Малую Азию, Сирию, Египет и Сицилию. Олимпийские игры впервые начались в 776 году до н.э. и проводились в святилище Зевса, расположенном на западном побережье Греции в регионе под названием Пелопоннес.
Это место состояло из стадиона, где фактически проводились соревнования, и священной рощи, или Альтиса, где располагалось несколько храмов. Святилище Зевса выглядело простым в первые годы, но по мере того, как Игры приобретали все большее значение, стало очевидно, что необходим новый, более крупный храм, достойный Царя богов. Между 470 и 460 годами до н.э. было начато строительство нового храма. Дизайнером был Либон из Элиды, и его шедевр, Храм Зевса, был завершен в 456 году до н.э.
Этот храм соответствовал дизайну, использовавшемуся во многих крупных греческих храмах. Он был похож на Парфенон в Афинах. Храм был построен на приподнятой прямоугольной платформе. Тринадцать больших колонн поддерживали крышу по бокам и шесть поддерживали ее с каждого конца. Хотя храм считался одним из лучших образцов дорического стиля из-за его стиля и качества изготовления, было решено, что храм сам по себе слишком прост, чтобы быть достойным Царя богов. Чтобы исправить это для интерьера была заказана статуя. Это была великолепная статуя Зевса, которая стала одним из Семи чудес Древнего мира.
Статуя, достойная Царя Богов
Скульптором, выбранным для этой великой задачи, был человек по имени Фидий. Он уже создал статую богини Афины высотой 12 метров для Парфенона в Афинах. Закончив свою работу в Афинах, Фидий отправился в Олимпию около 432 года до н.э., чтобы приступить к статуе Зевса. По прибытии он устроил мастерскую к западу от храма. Ему потребовалось 12 лет, чтобы завершить этот проект.
Согласно рассказам, статуя, когда она была закончена, находилась в западной части храма. Она была 7 метров в ширину и более 12 метров в высоту. Фигура Зевса восседала на искусно сделанном троне. Его голова чуть не касалась крыши. Историк Страбон писал: "...хотя сам храм очень велик, скульптора критикуют за то, что он не оценил правильные пропорции.
Обратите внимание: Замок Святого Петра или чудеса света в Турции.
Он изобразил Зевса сидящим, но так, что голова почти касается потолка, так что у нас создается впечатление, что если бы Зевс встал, он бы снес крышу с храма".Другие, кто видел этот храм, не согласились со Страбоном и сочли пропорции верными для передачи размера и силы бога. Заполнив почти все свободное пространство, статуя стала казаться еще больше, чем была на самом деле.
В 97 году нашей эры другой посетитель Дио Кризостомос заявил, что скульптура была настолько мощной, что "если человек с тяжелым сердцем от горя и печали в жизни встанет перед статуей, он забудет все свои беды".
В правой руке статуя держала фигуру Ники (богини победы), а в левой - скипетр, "инкрустированный всеми видами металла...", увенчанный орлом. Еще более впечатляющим чем сама статуя был трон, сделанный из золота, черного дерева, слоновой кости и инкрустированный драгоценными камнями. На стуле были вырезаны фигуры греческих богов и мистических животных, в том числе сфинкс - полу человек - полу лев.
Сооружение статуи
Сама фигура была сделана из слоновой кости, а борода, волосы и одеяние - из золота. Конструкция была выполнена по технологии, известной как хризелефантиновая, где позолоченные секции из бронзы и слоновой кости были прикреплены к деревянной раме. Поскольку погода в Олимпии была очень влажной, статуя требовала ухода, чтобы от влажности слоновая кость не треснула. Говорят, что на протяжении веков ответственность за это содержание несли потомки Фидия. Чтобы поддерживать статую в хорошем состоянии, ее постоянно обрабатывали оливковым маслом, хранившимся в специальном резервуаре в полу храма, который также служил отражающим бассейном. Свет, отраженный от бассейна, имел эффект освещения статуи.
Кроме статуи, внутри храма почти ничего не было. Греки предпочитали, чтобы интерьер их святилищ был простым. Были сделаны копии статуи, но ни одна из них не сохранилась, хотя изображения, найденные на монетах, дают исследователям представление о ее внешнем виде.
Зевс был поврежден во время землетрясения в 170 году до н.э. и отремонтирован. Однако большая часть его величия была утрачена после того, как император Константин постановил убрать золото со всех языческих святынь после того, как он принял христианство. Затем в 392 году н.э. Олимпийские игры были отменены римским императором Феодосием I, христианином, который рассматривал Игры как языческий обряд. После этого, по словам византийского историка Георгиоса Кедреноса, статуя была перевезена богатым греком по имени Лаусус в город Константинополь, где она стала частью его частной коллекции классического искусства. Считается, что остатки статуи были уничтожены пожаром, охватившим город в 475 году н.э. Однако другие источники утверждают, что статуя все еще находилась в Олимпийском храме, когда он сгорел в 425 году н.э.
Современные раскопки
Первые археологические работы на месте Олимпии были проведены группой французских ученых в 1829 году. Они смогли определить очертания храма и нашли фрагменты скульптуры, изображающей подвиги Геракла. Эти экспонаты были отправлены в Париж, где они до сих пор выставлены в Лувре.
Сегодня стадион на этом месте был восстановлен. Однако от храма мало что осталось, кроме нескольких беспорядочно разбросанных колонн на земле. От статуи, которая была, пожалуй, самой замечательной работой в Олимпии, сейчас ничего не осталось.
Мне будет приятно, если вам понравилась статья, и вы ее оценили. )
#история древнего мира #мифы и легенды #древняя греция #удивительные истории #тайны истории
Еще по теме здесь: История.
Источник: 7 Чудес Света. Статуя Зевса в храме Олимпии.