Ахав: брак, заключенный в аду

(Читаем: 3 Царств 16:29—22:40)

Эволюционисты пытаются доказать, что человеческая жизнь, какой мы ее знаем сейчас, развилась из одной клетки за миллионы лет. Думающий человек не может поверить в такую эволюцию просто потому, что честный взгляд на проблему убеждает: без помощи извне скачок от одной клетки к человеку для материи невозможен. Человек имеет такую невероятно сложную организацию, что даже одна клетка человеческого мозга сложнее самого “умного” компьютера, созданного человеческими руками. Кто поверит, что одна клетка будет расти и делиться — без чудесной божественной помощи — пока, наконец, не появится человек, исполненный духа, умеющий думать, любить, ненавидеть и мечтать? Теория эволюции, как система, основанная на вере, распадается прежде, чем попадает в исследовательскую лабораторию — место, где наука подвергается испытанию на истинность.

Эволюция не только невероятна; она не проходит и другого испытания: не может дать правдоподобного объяснения браку и семье. Основой семьи является не один человек, а двое людей, отличных друг от друга, но совместимых — мужчина и женщина, которые живут вместе в любви и верности. Существование семьи удваивает трудности эволюциониста. По его теории выходит, что в результате эволюции появились две особи, мужская и женская, которые одновременно достигли эволюционной зрелости и одновременно захотели иметь семью. Необходимость одновременного развития двоих делает эволюцию вдвойне немыслимой.

Реальность такова, что самое прекрасное в жизни — это христианская семья. Ее невозможно объяснить, кроме как Божьим даром человеку и обществу. Открывая Библию, богодухновенный рассказ о зарождении всего сущего, в Бытии мы сразу же читаем о том, как Бог создал семью (Быт. 2; 3). Она не возникла в процессе эволюции; она была сотворена. Божье повествование о происхождении всех начал согласуется со всем, что мы знаем о жизни, и потому мы с легкостью верим и принимаем его.

Согласно книге Бытие, дар семьи — это не только акт Божьей милости нам; Бог поместил ее в рамки нашей свободы нравственного выбора, нашей духовной природы. Иначе говоря, нам дана способность иметь семью, но мы сами должны выбирать, с кем ее создавать и как строить. Какой будет у нас семья — зависит от нашего выбора. Каждый из нас может решить иметь дом, который будет либо раем, либо адом на земле. Выбор за нами.

О браке, который кажется идеальным, мы иногда говорим: “Этот брак заключен на небесах”. Справедливо и противоположное, хотя такое выражение мы предпочитаем не употреблять. Из-за неверного выбора, который совершают некоторые люди, брак может обернуться бедой. Можно сказать, что такой брак заключен в аду. Это значит, что дьявол повлиял на решение двоих вступить в брак и влияет на поведение супругов; следовательно, этот брак достигает целей не Божьих, а дьявольских.

Примером такого брака в Писаниях, стоящего особняком среди всех остальных, является брак Ахава и Иезавели. Он был заключен между людьми царской крови — сыном израильского царя Амврия и дочерью тирского царя Ефваала. Ахав был восьмым царем Израиля, чье двадцатидвухлетнее правление в Самарии длилось с 874 по 853 гг. до н.э. Брак Ахава и Иезавели очень сильно повлиял на духовые тенденции, которые еще оставались кое-где в Израиле. Наверное, ни одна семья не оказала такого нечестивого влияния на нацию, как эта.

См. также статью «АМВРИЙ: УСПЕХ БЕЗ БОГА»

Давайте посмотрим, что заставило этот брак пойти по кривому пути и почему он оказался таким губительным не только для всего народа, но даже для самих Ахава и Иезавели.

ЗАКЛЮЧЕННЫЙ ИЗ НЕПРАВИЛЬНЫХ СООБРАЖЕНИЙ

В ветхозаветные времена цари иногда использовали брак как способ установления мира и добрых отношений между двумя народами. Когда царскую дочь отдавали в жены другому царю, это было знаком соглашения, что два народа будут стараться работать вместе. Хотя в Писаниях об этом четко не сказано, похоже, брак Ахава и Иезавели как раз и был таким браком по расчету, чем-то вроде печати, скрепившей союз Амврия и Ефваала, который связал два государства, Израиль и Тир. Может быть, такой ход и в самом деле укрепил мирные связи и финансовые соглашения двух народов, но нечего и говорить, что подобное использование брака принижает достоинство и ценность союза сердец, превращая его в простую сделку. Это делает брак — прекрасное богоданное соединение двух жизней — “орудием” для извлечения выгоды. По Божьему замыслу брак должен заключаться ради счастья супругов, а не для достижения коммерческих или финансовых целей отдельных людей или народов.

Основные цели брака можно свести к двум: это дружеское общение и создание семьи. Эти цели мы видим в божественном рассказе о создании брака:

«И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2:20).
«И навел Господь Бог на человека крепкий сон. И, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, женщину, и привел ее к человеку. И сказал человек: “Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа”» (Быт. 2:21-23).
«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24).
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: “Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...”» (Быт. 1:27, 28).

Этот божественный замысел для брака нельзя изменить или исказить без вреда для двух вступающих в брак и для того влияния, которое он будет оказывать на других. Всякий, кто вступает в брак — самый продолжительный и крепкий из всех союзов — ради денег, положения, статуса или любого другого недостойного мотива, извращает Божий план для супружества.

Библейские браки являются основой общества, кирпичиками, по которым все люди должны ходить и строить свою жизнь. Ликвидируйте брак, и общество развалится; исказите его, и всевозможные беды и болезни поразят человечество.

Брак Ахава и Иезавели начался неправильно, из неправильных соображений. Это наверняка оказало влияние на их супружескую жизнь; однако Библия не дает никаких подробностей, разве что рисует картину движения их брака к трагедии. Может быть, причина, почему они были вместе, и оказалась главным фактором, приведшим их брак к плачевному концу. Всякий брак, заключённый ради низменных целей, ведет к беде.

РЕГУЛИРУЕМЫЙ НЕПРАВИЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Яркой характеристикой брака Ахава и Иезавели, приведшей к трагедии, были их взаимные отношения в семье. Бог с самого начала решил, что муж будет главой семьи, а жена — царицей в доме (Еф. 5:23, 25; 1 Тим. 2:11-15). Установленный Богом порядок нужен для счастья как мужчины, так и женщины, а также ради блага детей. При вступлении в брак правильные, функциональные отношения между мужем и женой, помогающие сделать брак прекрасным, не устанавливаются сами собой, автоматически. Необходимые и требуемые Писаниями отношения должны признаваться и поддерживаться обоими супругами.

См. также: СЕМЬЯ, КОТОРАЯ МОЛИТСЯ СООБЩА

С какой-то стороны, Ахава можно считать эффективным царем. Во-первых, он установил мир с южным царством. Этот союз с Иосафатом, благочестивым южным царем, помог Ахаву и оказал хорошее влияние на народ. Во-вторых, Ахав изображается в Писаниях как способный правитель, под руководством которого народ строил промышленные предприятия, способствовавшие экономическому прогрессу общества. После себя он оставил изумительной работы дворец, а также города, которые он строил, укреплял и готовил для самозащиты при любом нападении.

«Прочие дела Ахава, все, что он делал, и дом из слоновой кости, который он построил, и все города, которые он строил, описаны в летописи царей израильских» (3 Цар. 22:39).

Кроме того, Ахав производит впечатление сильного, умного воина, способного эффективно управлять армией. Он дважды разгромил арамейское войско, как и было предсказано “пророком”, “человеком Божьим” (3 Цар. 20:1-34).

Несмотря на эти хорошие качества, как глава дома, Ахав имел три вопиющих недостатка. Во-первых, он не был главой семьи. Он был тряпкой. Как-то одного человека спросили: “Ты подкаблучник?” На что он ответил: “Минуточку, сейчас спрошу у жены”. Таким мужем был и Ахав. Он бы никогда не признался в этом, но истина такова, что Иезавель управляла им, как узда лошадью. Ахав был не столько нечестивым, сколько слабохарактерным. Он позволил Иезавели вовлечь себя в ее злые замыслы и планы. Иезавель была дьявольским точильным камнем, на котором он затачивал свое нечестивое оружие, чтобы совершать свои злодеяния. Она управляла мужем и народом и во всем Израиле установила поклонение Ваалу, которому была предана сама (3 Цар. 21:25).

Вторым недостатком Ахава был его эгоизм. Он — пример того, до чего может дойти эгоистичный человек в своей нечестивости. Иллюстрацией его эгоизма является его поступок по отношению к Навуфею и его винограднику (3 Цар. 21:1-16). Он захотел иметь виноградник Навуфея, который находился рядом с его дворцом, чтобы сделать из него огород. Это желание переросло у него в страсть. Оно не выходило у него из головы. Оно стало наваждением. Не сумев законным путем завладеть виноградником, он пришел во дворец и надулся, как избалованный ребенок. Иезавель узнала, как он расстроился, вошла к нему и сказала: “Я добуду его для тебя. Оставь это мне”.

Чтобы завладеть виноградником, она разослала письма с приказом объявить Навуфея виновным и убить. Ахав знал, что она делает, но, подстрекаемый дьявольским желанием заполучить виноградник, не остановил ее. Сам Ахав не совершил этих убийств, на его руках не было крови. Но он не помешал планам Иезавели. Когда он узнал, что Навуфей и его сыновья умерли и виноградник теперь его, он немедленно завладел им, подобно тому как мальчик бежит к двери, когда знает, что Дед Мороз принес ему подарок. Похоже, Ахава вовсе не огорчило то, что Навуфей с сыновьями были убиты ради удовлетворения его эгоистичной жадности. К удивлению Ахава, возле виноградника его встретил Илия, возвестивший Божий суд над ним. Царь задрожал при словах Илии:

«...Так говорит Господь: “На том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь”» (3 Цар. 21:19).
«Так же и о Иезавели сказал Господь: “Псы съедят Иезавель за стеной Изрееля”» (3 Цар. 21:23).

Эти слова привлекли внимание Ахава, чтобы не сказать больше. Он опечалился и оделся в рубище (3 Цар. 21:27), и Бог сказал: “Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его” (3 Цар. 21:29). Бог не отменил приговор полностью, но частично все же отменил (3 Цар. 22:37, 38).

Еще одним недостатком Ахава было его непостоянство в поклонении Яхве. У него было раздвоение религиозной личности. Он не прекращал поклоняться истинному Богу, но поклонялся и Ваалу. Он уступил требованию Иезавели построить высоты для ее языческой религии. Писания говорят, что Ахав “предался... тому, чтобы делать неугодное”. Иными словами, он целиком отдался беззаконию:

«Не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель. Он поступал весьма гнусно, последуя идолам, как делали аморреи, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых» (3 Цар. 21:25, 26).

А теперь давайте перемешаем все эти недостатки и посмотрим, что получится. А получается брак, в котором верховодит и управляет нечестивая женщина, чьё сердце пламенеет адским огнем и настроено на то, чтобы уничтожить поклонение Иегове. Для Израиля это было губительно: Ахав был развращен, Иезавель практически полностью творила, что хотела, со своей дьявольской религией, их дом превратился в клоаку зла, а народ погрузился, пожалуй, в самую глубокую духовную трясину.

Недавно я разговаривал с одним братом, который шестьдесят пят лет прожил с прекрасной женщиной. Супруги пригласили меня на свой юбилей. Поздравив их, я спросил: “Чему вы обязаны в успехе своего брака?” Он широко улыбнулся и сказал: “Когда мы поженились, то договорились между собой, что она будет решать все второстепенные вопросы, а я — все главные. Мы женаты вот уже шестьдесят пять лет, но с главными проблемами пока не столкнулись!” Мы посмеялись его шутке, но в его истории есть серьезная сторона. Позвольте жене или матери принимать все решения в семье, и эта семья не будет такой, какой ее задумал Бог. Ничего хорошего не получится, потому что в ней не будет настоящего мужа, отца и главы. Печальный пример тому — Ахав и Иезавель. Если мы будем смотреть глазами и понимать сердцем, мы чему-то у них научимся.

Бог дал мужу и жене высокую ответственность за успех и красоту семейного очага. Когда Его замысел по каким-либо причинам забывается и нарушается, семья разваливается, и краеугольный камень любви и мира и основа государства рушится.

ИСПОРЧЕННЫЙ НЕПРАВИЛЬНОЙ РЕЛИГИЕЙ

Третьей причиной, по которой мы бы сказали, что брак Ахава и Иезавели был заключен в аду, является то, что он пропагандировал неправильную религию, культ Ваала. У Бога всего одна религия, и любое ее отвержение является непослушанием и отступничеством. Принять культ Ваала — значит принять ложь.

Иезавель была целиком и полностью нечестивой, но Ахав был, как пирог, пропеченный только с одной стороны. Он никогда не оставлял поклонения Яхве, что отражено в именах, которые он дал своим детям: Иорам (“Яхве возвеличен”) и Охозия (“Яхве силен”). Он держал у себя слугу, Авдия, человека весьма богобоязненного. Так Ахав номинально был поклонником Яхве. Его грех был не в том, что он полностью заменил Яхве на Ваала, а в том, что он пытался служить им обоим (3 Цар. 18:21). Иезавель, по всей вероятности, была самой нечестивой женщиной в Библии. Она бы в одну секунду одержала победу над любой соперницей в соревновании по нечестивости. Она хотела не только внедрить своего бога в Израиль, но и сделать так, чтобы ее бог господствовал в Израиле и заменил поклонение Яхве. Подлая сердцем и душой, она даже замышляла убийство Божьих пророков (3 Цар. 19:2). Поскольку Иезавель была сильной и решительной, а Ахав слабовольным и трусливым, то брак с Иезавелью предрешил его судьбу.

Выйдя замуж за Ахава, Иезавель привела в Израиль 450 пророков Ваала. Она была миссионеркой идолопоклонства, преданной и истовой. Происшедшее ранее отступничество Иеровоама, поставившего капища в Дане и Вефиле и санкционировавшего поклонение золотым тельцам, уже было достаточно серьезным, но установление культа Ваала была намного хуже. Это предполагало еще более открытую замену божества — установление многобожия вместо единобожия — а также развратные ритуалы, включая религиозную проституцию.

См. также статью «ИЕРОВОАМ: РЕЛИГИОЗНЫЙ ГРЕШНИК»

Приход Иезавели в Израиль был критическим фактором в израильской истории. Вследствие того влияния, которое ей было позволено оказать, ее присутствие в стране погрузило Израиль в самую мрачную ночь идолопоклонства за все время его существования.

Ахав, хотя и верил в Яхве, потакал желаниям Иезавели, и она опустила на Израиль самый страшный бич языческой религии, который он когда-либо испытывал на себе. Можно лишь сказать, что эту беду народу принес брак, заключенный в аду.

Во всем Писании между строк читается та истина, что христиане должны создавать семьи с христианами и христианская жизнь должна быть опорой их семей. Поклонение Яхве — не просто второстепенный выбор в жизни; это решающий, центральный момент для счастья и верности. Любой брак, приносящий в жертву или игнорирующий искреннее поклонение Богу, есть отказ от Божьих благословений и предоставление дьяволу постоянной гостевой комнаты в доме.

Каждый молодой человек должен застраховаться от совершения ошибки при вступлении в брак, еще в молодости твердо решив создать семью только с верной христианкой (а девушка — с христианином), чтобы было обоюдное согласие в том, что Богу в их семье должно принадлежать первое место. Ничто не должно было помешать Ахаву жениться на женщине, стремившейся быть верной Божьей рабой. Женитьба на такой женщине, как Иезавель, и в голову не должна была ему приходить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, это был брак, заключенный в аду. Не заставляет он вас содрогнуться? Заключенный из неправильных соображений, регулируемый неправильными отношениями и испорченный неправильной религией, этот брак привел Израиль к бойне. Дьявол добился своего через этого царя и эту царицу.

Этот брак не только чуть не уничтожил Израиль, но и привел к смерти Ахава. Плохой брак может убить вас. Этот брак убил Ахава. Из-за грехов Иезавели смерть Ахава была Господним судом (3 Цар. 22:1-22). Ахав и Иосафат объединились, чтобы отбить Рамоф галаадский, находившийся под контролем сирийцев. Иосафат сказал: “Спроси сегодня, что скажет Господь” (3 Цар. 22:5). Ахав собрал четыреста лжепророков, и они сказали: “Иди, Господь предаст его в руки царя” (3 Цар. 22:6). Седекия, один из их числа, сделал железные рога и надел их на голову, возвещая, что такими рогами они забодают сирийцев (2 Пар. 18:10, 11). Иосафат, обладавший здравым смыслом, спросил: “Нет ли здесь ещё пророка Господнего, чтобы нам вопросить через него Господа?” (3 Цар. 22:7). Таковой нашелся; это был Михей — пророк, который всегда говорил лишь то, что давал ему говорить Господь. Посланный за ним слуга наставлял его, чтобы он говорил то же, что и лжепророки, которые были в согласии друг стругом. Михей, по сути, ответил: “Я должен сказать то, что говорит Господь” (3 Цар. 22:14).

Вначале он передразнил лжепророков, сказав: “Иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя”. А затем изрек истину:

«Я вижу всех израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал Господь: “Нет у них начальника, пусть возвращаются с миром каждый в свой дом”» (3 Цар. 22:17).

Михей передавал им свое видение битвы. Он видел духов, идущих впереди Господа. Господь спросил, кто склонил бы Ахава пойти на войну. Один дух предложил склонить его, послав лживого духа во всех пророков, и Бог сказал: “Пойди и сделай так” (3 Цар. 22:22). Взбешенный таким пророчеством, Седекия ударил Михея по щеке. Михей предложил ему подождать и посмотреть, что будет, и тогда он узнает, кто открыл ему истину. Михея бросили в темницу и приказали кормить только хлебом и водой до тех пор, пока не окончится сражение и царь благополучно не вернется домой (3 Цар. 22:26, 27).

Ахав, которому было не по себе от пророчества Михея, переоделся для битвы. В начале битвы сирийский царь скомандовал тридцати двум воинам выступить только после Ахава. Они чуть не убили Иосафата, приняв его за Ахава. Один воин выпустил стрелу “наугад”. Его называют “безымянным бесцельным лучником”. Ведомая Божьим провидением, его стрела поднялась в воздух и опустилась в нужном месте, поразив Ахава. Он умер в тот же вечер от раны. Божий суд свершился. Прежде чем успели смыть кровь с колесницы, прибежали собаки и стали лизать ее, как и предсказывал Илия. Видя смерть Ахава и суд, мы сразу вспоминаем, что послужило этому причиной: брак, заключенный в аду.

Бог дал нам брак, но поместил его в рамки нашей свободы нравственного выбора. Поэтому вы можете выбрать, как и Ахав, глупую жену, и она погубит вас, или вы можете воспользоваться небесной мудростью, выбрать в жены милую христианку и иметь рай на земле, и этот рай любви будет для вас самым замечательным побуждением жить для небес лучшего мира, который ждет всех нас.

Всегда помните: браки должны заключаться на небесах, а не в аду.

См. также: ДВА УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО НАЧАЛА СЕМЬИ

#ахав #история израиля #исторические личности #семья #ветхий завет #христианство #религия

Еще по теме здесь: История.

Источник: Ахав: брак, заключенный в аду.