Автономная навигационная система — навигационная система, в состав которой входят приборы и устройства, позволяющие космическому аппарату осуществлять измерение и обработку навигационных параметров в автономном режиме. На борту космического аппарата эта система включена в состав бортового комплекса управления. В зависимости от целей и поставленных задач может подразделяться на два типа: орбитальные и межпланетные автономные навигационные системы. В состав системы могут входить следующие приборы и устройства:
1) радиотехнические (дальномеры, высотомеры), которые применяются вблизи поверхности планеты;
2) оптические (угломер, секстант), используются на аппаратах, осуществляющих межпланетные перелеты;
3) инерциальные (гировертикаль, гироорбитант, гироплатформа и др.), применяются на активных участках полета для контроля ориентации аппарата в пространстве и измерении параметров орбит для коррекции траектории. Обработка результатов работы систем осуществляется бортовым цифровым вычислительным комплексом, входящим в состав бортового комплекса управления. Предусмотрена возможность ввода измерительных данных в ручном режиме экипажем, но при этом система снабжена альтернативным информационным контролем данных по результатам наземной обработки сеансной информации.
Хотелось бы отметить инерциальную навигационную систему и инерциальную систему отсчета, которые позволяют сделать процесс навигации полностью автономным. Тем не менее они могут использовать в своей работе и внешние средства навигации для коррекции местоположения. Инерциальная навигационная система осуществляет определение и регистрацию изменения направления и скорости летательного аппарата при помощи ряда акселерометров и гироскопа. Начиная с момента взлета, происходит сбор данных многочисленными датчиками, реагирующими на движение самолета, космического аппарата, с последующим преобразованием сигнала в информацию о местоположении. Во второй системе вместо механических гироскопов применяют лазерные кольцевые, представляющие собой кольцевой лазерный резонатор, имеющий два лазерных луча, распространяющихся по различным замкнутым траекториям в противоположных направлениях.
В результате наличия углового смещения возникает разность частот, которая и регистрируется в ходе работы. Обработанные навигационные данные поступают на плановый навигационный прибор, который представляет собой комбинированный индикатор: курсоуказатель, индикатор пеленга и дальности и радиомагнитный индикатор, а данные о положении в пространстве подаются на командный авиагоризонт.
Помимо описанной системы, существует система обработки и индикации пилотажных данных, которая обеспечивает непрерывное представление траектории полета. С ее помощью происходит определение наиболее экономичных с точки зрения потребления топлива значений скорости точек подъема и снижения, а также высоты полета. Система обеспечивает дополнительную автономную
навигацию с момента взлета до момента приземления.