Батискаф — самоходное подводное судно, аппарат для плавания на больших глубинах, используется в научно-исследовательских целях.
Первый батискаф изобрел и построил в 1948 г. О. Пиккар. В 1953 г. было совершено погружение на глубину 3160 м, а в 1954 г. — на 4050 м. Батискаф представляет собой конструкцию, которая включает легкий корпус-поплавок, заполненный наполнителем-бензином. Он более легкий, чем вода. В корпусе-поплавке размещены балласт в цистернах, шар-гондола из стали, в ней находится экипаж судна, системы и приборы управления, регенерации воздуха, телевизионная камера и другие научно-исследовательские приборы. Двигатели батискафа электрические, работают от аккумуляторных батарей, расположенных в корпусе. Двигатели и гребные винты расположены снаружи на корпусе.
Также светильники, освещающие подводное пространство, по которому продвигается батискаф, находятся снаружи на корпусе. Плавучесть батискафа регулируется сбрасыванием балласта (твердого или жидкого). Современные батискафы имеют специальную фотоаппаратуру, ведущую съемку на большой глубине, устройства, способные брать пробы грунта дна, и роботы-манипуляторы, осуществляющие подводные работы, которыми управляют дистанционно из гондолы. Современные батискафы способны погружаться на глубину до 10 ООО м и позволяют проводить научные исследования на предельных глубинах.