У всех нас бывает такое, когда мы, просыпаясь утром, думаем, что будет «просто еще один день», но затем происходит нечто совершенно неожиданное. Именно такое случилось с Моисеем в Исх. 3. Стих 1 рассказывает нам, что Моисей пас овец своего тестя в земле Мадиамской (чем занимался последние сорок лет), когда случилось нечто исключительное.
По своему происхождению Моисей был евреем, одним из потомков Авраама. Род Авраама, как и обещал Бог, превратился в большой народ, но впоследствии их поработил фараон, египетский царь. По Божьему произволению, Моисей рос в доме фараона (Исх. 2:1-10), но бежал из Египта после того, как убил египетского надсмотрщика за то, что тот избил еврейского раба. (Это, видимо, было неудачной, преждевременной попыткой избавить свой народ; Деян. 7:25). Моисей поселился в земле Мадиамской, женился и решил, что его жизненное призвание — пасти овец, а не возглавлять Божий народ.
Однако Бог думал иначе. В тот необычный день Моисей пас овец, как вдруг увидел куст, который горел огнем, но не сгорал. Когда он пошел посмотреть на это странное явление, Господь заговорил с ним, предупредив, что он стоит на святой земле, и сказал о Себе, что Он — «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3:6). Как и следовало ожидать, это событие изменило не только день Моисея, но также всю его жизнь, — и, само собой разумеется, жизнь израильского народа.
Бог открыл Моисею Свой план: он, Моисей, избавит Израиль от плена и введет народ в «землю хорошую и пространную» (Ханаан). И для начала он должен отправиться к фараону с вестью от Бога: «Отпусти народ Мой!» (См. Исх. 5:1; 8:1; 9:1). Моисея смутил этот план, и он выдвинул несколько причин, почему, по его мнению, он не годится для такой работы. Наконец Бог, по сути, просто скомандовал ему: «Иди!» И Моисей нехотя пошел. Как Бог и предсказывал (Исх. 4:21), сердце фараона ожесточилось, и он не захотел слушать. Только после того как Бог наслал на Египет десять казней, царь, в конце концов, позволил народу уйти (Исх. 7—11). Но даже после этого фараон передумал и погнался за израильтянами, рассчитывая поймать их, прижав к Красному морю. Бог разделил воды моря и позволил людям перейти по сухому дну. Когда фараон последовал за ними, воды над египтянами сомкнулись, поглотив всю египетскую армию. Эта череда событий с тех пор стала называться «исходом», по-гречески эксодос, что значит «выход». Этим словом названа ветхозаветная книга, в которой описаны эти события. Исход был величайшим событием в израильской истории, моментом превращения Израиля в нацию. Эту нацию начал Своей крепкой рукой лепить избавивший их Бог. С тех пор они рассматривали себя не иначе как народ, который Бог избавил посредством Своего активного вмешательства. В этом отношении исход является ветхозаветным эквивалентом распятия и воскресения Иисуса, ибо эти два события дали христианам спасение и самовосприятие как народа.
Другая причина значимости исхода состоит в том, что он открыл Израилю истинную сущность их Бога. После 430-летнего пребывания в рабстве они в какой-то степени потеряли с Ним связь. Они жили в языческой среде, не получая никакого слова от Бога, которое бы вело их, не имея ни храма, который бы напоминал им о Боге, которому они поклонялись, ни священников, чтобы наставлять их. Нежелание Моисея пойти в Египет и избавить народ отчасти объяснялось тем, что он боялся, что они просто не поймут, кто послал его (Исх. 3:13). Из событий Исхода израильский народ узнал качества их Бога:
«И избавил Господь в день тот израильтян из рук египтян; и увидели сыны Израилевы египтян мертвыми на берегу моря. И увидели израильтяне руку великую, которую явил Господь над египтянами, и убоялся народ Господа, и поверил Господу и Моисею, рабу Его» (Исх. 14:30, 31).
БОГ, КОТОРЫЙ ДЕРЖИТ СЛОВО
В книге Исхода содержится не первая ссылка на рабство и освобождение израильского народа. На самом деле Бог, заключая завет с Авраамом, предсказал, что произойдет такая последовательность событий:
«…Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после этого они выйдут с большим имуществом» (Быт. 15:13, 14).
Как Бог не забыл, что израильтяне станут рабами, так Он не забыл и Своего обещания поразить пленивших их и вывести Свой народ из рабства.
«Спустя долгое время умер царь египетский. И изнемогали сыны Израилевы от работы, и вопияли, и стон их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог» (Исх. 2:23-25).
За это свойство Бога заключать и исполнять заветы со Своим народом один автор назвал Его «Богом неизменности». Израиль, возможно, и забыл Бога, но Бог не забыл Израиль. Он намеревался исполнить Свое обетование Аврааму.
Нам чрезвычайно важно знать, что Бог держит Свое слово, что Он не подвержен сменам настроения и капризам. В Мал. 3:6 сказано: «Я, Господь, не изменяюсь. Поэтому и вы, потомки Иакова, не сгинули» (Международное Библейское Общество). Это важное напоминание не зря приведено в конце Ветхого Завета, потому что люди склонны думать, что «Бог Ветхого Завета» отличается от «Бога Нового Завета». Бог тот же во всех частях Его записанного Слова, и потому то, что мы узнаём о Нем в Ветхом Завете, имеет силу и для живущих по завету Христа. Да и сам Новый Завет говорит нам, что «Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). Это означает, что мы можем доверять Ему, не волнуясь о том, остается ли в силе сказанное Им ранее, или о том, что можно не угодить Ему, если Он в плохом настроении. Бог всегда держит Свое слово.
Почему же тогда, — могут спросить, — Богу потребовалось четыреста лет, чтобы заступиться за Израиль? Разве Он не мог исполнить Свое слово гораздо раньше?» Конечно, мог, но не пожелал. Определение сроков и решение, когда действовать, — Его прерогатива, и мы должны доверять Его мудрости. Ожидая каких-то Его действий, мы всегда можем быть полностью уверены, что Он всегда держит данное слово. Ожидание для христиан сегодня ничем не отличается от ожидания для Израиля много веков назад. Со времен Моисея до выхода на сцену Иисуса Христа, окончательного Избавителя, прошло более тысячи лет. Последователи Иисуса ожидают Его возвращения уже почти две тысячи лет. Почему Бог решает действовать так, а не иначе, нам не говорится. Нам просто велено доверять Ему.
Когда мы думаем, что слишком долго приходится ожидать исполнения Божьих обетований, можно вспомнить слова из Иис. Н. 1:5. После смерти Моисея Бог поручил Иисусу Навину ввести израильтян в землю обетованную. Завоевать эту землю было очень нелегко. Бог знал, что более молодому сподвижнику Моисея будет страшно возглавить народ после него. И потому Он пообещал: «Никто не устоит пред тобой во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобой: не отступлю от тебя и не оставлю тебя».
То, что Бог обещал сделать для потомков Авраама, частично должно было вот-вот исполниться. Он избавил потомков Авраама от египетского рабства, сделав великим народом. Теперь пришло время, когда Он даст израильтянам силы завоевать землю, которую пообещал их праотцам. Бог всегда держит Свое слово.
БОГ, КОТОРЫЙ СИЛЬНЕЕ ВСЕХ ДРУГИХ БОГОВ
Много веков спустя в письме коринфским христианам при обсуждении вопроса об употреблении или неупотреблении в пищу идоложертвенного Павел предварил свои наставления такими словами:
«Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире — ничто и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, через Которого всё, и мы через Него» (1 Кор. 8:4-6).
Конечно, есть только один истинный Бог, а так называемые «боги» — это все, чему люди поклоняются; поэтому всегда существуют «конкурирующие боги» (и «богини»). Из древних текстов мы знаем имена приблизительно сорока разных богов, которым поклонялись египтяне, хотя в действительности их могло быть гораздо больше. Однако исход израильтян из Египта доказал, что Бог Израиля сильнее их всех.
Все еще пытаясь уклониться от Божьего поручения, Моисей задал такой вопрос: «Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: “Бог отцов ваших послал меня к вам”. А они скажут мне: “Как Ему имя?” Что сказать мне им?» (Исх. 3:13). Моисей понимал, что израильтяне захотят узнать конкретное имя Бога, которому они должны были поклоняться. Ведь разные египетские боги имели имена, и израильтянам нужно было знать имя своего Бога. Вот что ответил Господь:
«Бог сказал Моисею: “Я есмь Сущий”. И сказал: “Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам”. И сказал еще Бог Моисею: “Так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое навеки, и память обо Мне из рода в род”» (Исх. 3:14, 15).
«Я есмь Сущий» — приблизительный перевод еврейского термина, который можно также перевести фразой «Я есть Тот, кто есть» или «Я буду Тем, кем буду». Еврейский глагол здесь — יהוה («ЙХВХ», часто называемый тетраграмматоном; в русской версии — «Яхве»). Как и все древнееврейские слова, изначально он писался без гласных букв. Это значит, что мы не можем знать наверняка, как в точности произносилось это слово. Хорошая догадка — «Яхве». Имя «Иегова» — это немецкое изобретение, которое объединяет согласные «ЙХВХ» с гласными из слова адонай, другого слова со значением «Господь».
Что значит «ЙХВХ»? Почему Бог назвал Себя глаголом? Хотя высказывается много разных предположений, наиболее правдоподобным представляется, что смысл этого имени приблизительно такой: «Бог, который истинно Бог, который есть и всегда был». Это означает, что Бог Сам Себя удостоверяет и Сам Себя поддерживает. Это указывает на резкий контраст между Ним и лжебогами египтян (и всех других идолов). Идолы всегда зависят от своих поклонников, которые придают им форму, переставляют их, говорят за них и заботятся о них. Прочтите язвительную критику Исаией глупости идолопоклонства в Ис. 44:9-20. Бог же, который был Богом Израиля, — единственный истинный и живой Бог. Его творения получают от Него свое существование, поддержку и заботу. Таким образом, Бог объявлял Себя единственным Богом, который достоин этого имени. Целью десяти казней, которые Бог навел на Египет из-за упрямства фараона, было показать Божье превосходство над разнообразными богами Египта. Даже река Нил считалась у них богом, потому что она ежегодно разливалась, принося живительную влагу и нанося плодородный ил на земли египетских земледельцев. Поскольку можно было часто наблюдать, как жабы выходят из прибрежной грязи, то египтяне решили, что они были проявлением божества, как и мошки, которые мистическим образом появлялись из гнили. Даже фараона его народ считал богом и поклонялся ему. Поэтому, когда казни так унизили Египет, это уже была не просто серия «природных бедствий», а настоящие суды над лжебогами, которым поклонялись в Египте.
Когда Моисей в первый раз пришел к фараону с требованием отпустить Израиль, тот высокомерно сказал: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил сынов Израилевых? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исх. 5:2). Ко времени окончания казней фараон и весь Египет узнали, кто такой Бог: Тот, кто выше всех других «богов» и кому должен поклониться сам фараон. Смерть первенца фараона показала всю очевидность этого.
Господь, когда наставлял Моисея: «Скажи Израилю, что Сущий послал тебя» (см. Исх. 3:14), этим призывал его верить в одного истинного Бога и отвергнуть притязания всех других «богов», которые в действительности «не боги» (см. 2 Пар. 13:9; Деян. 19:26; Гал. 4:8). Так как и в нашем мире есть очень много конкурирующих «богов» (богатство, удовольствия, техника, военная и политическая сила и т.д.), то это призыв и к нам. По-прежнему есть только один Бог, который искупил Свой народ и предложил решение для нашей проблемы греха.
БОГ, КОТОРЫЙ СВЯТ
Когда Моисей подошел к горящему кусту, Бог позвал его и сказал: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, — земля святая» (Исх. 3:5). Божье присутствие сделало святой даже землю, на которой стоял Моисей. Говорить о Божьей «святости» — значит говорить о Его «инакости». Он единственный в Своем роде; Он не такой, как мы, и приступать к Нему мы можем только по Его приглашению и так, как Он нам укажет. После долгого плена и изоляции от своего Бога Израиль должен был научиться воспринимать Бога серьезно. Им нужно было искать Его волю и приступать к Нему только согласно Его указаниям.
В фокусе последних пятнадцати глав Исхода — святость. В этих главах Бог инструктирует Моисея относительно строительства скинии (переносного сооружения для поклонения), жертвоприношений, которые нужно там совершать, священников (включая их одежды) и убранства скинии. Конкретно указаны даже материалы, из которых надлежало сделать все предметы, связанные с поклонением Богу, а также кто и как должен был носить ковчег. Все, что может нам показаться «излишними подробностями», было чрезвычайно важно для понимания Израилем Божьей природы. Эта детализация учила, что приступать к Богу нужно с благоговением.
Удивительно, но христиане иногда считают, что раз «мы живем не под Ветхим Заветом», то и не нужно так уж заботиться о святости — например, о нашем благоговении перед Богом, когда мы приступаем к Нему в поклонении. Странная идея, поскольку ничто в Писаниях не наталкивает нас на подобные мысли. Крест Христа не изменил Божью святую природу. Напротив, крест был необходим, потому что этого требовала Божья святость. Грех нужно было искупить; его нельзя было просто взять и проигнорировать. Конечно, мы не следуем тем же формам поклонения, какие были приняты в древнем Израиле, но наше отношение к поклонению должно быть таким же.
Повествование в Исходе также показывает нам, что если Бог свят, то мы не можем игнорировать Его и не навлечь на себя погибель. Во время первой встречи Моисея с фараоном последний задал Моисею риторический вопрос, который, как ему казалось, закрывал тему: «Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его и отпустил сынов Израилевых?» (Исх. 5:2). А ведь это был главный вопрос, ответ на который давался на протяжении собственно события исхода евреев из Египта и на протяжении всей книги Исхода: кто такой Господь? Фараон на своем горьком опыте узнал это, когда проигнорировал Бога, «ожесточив сердце свое» (см. Исх. 8:15, 32). Бог так и предсказывал. Когда фараон в последний раз ожесточил свое сердце и Израиль был прижат к морю, Бог сказал Моисею:
«Я же ожесточу сердце египтян, и они пойдут вслед за ними. И покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его» (Исх. 14:17, 18).
Египтяне получили важный урок, что Бог есть Бог, на себе испытав силу Его суда. Бог не хотел, чтобы Израиль совершил ту же ошибку — познал урок через наказание; поэтому Он предоставил им достаточно информации и предостережений относительно Своей святости. Аналогичные предостережения и наставления о Своей святости Он дает и церкви на страницах Нового Завета. Христиане должны почитать святость Бога и отражать ее в своей жизни, всячески избегая греха. (См., например, 2 Кор. 7:1; Евр. 10:26-31; 12:25-29; 1 Пет. 1:15).
БОГ, КОТОРЫЙ ПРИЗЫВАЕТ СВОЙ НАРОД И ДАЕТ ЕМУ СИЛУ
Призвав Моисея быть избавителем Израиля, Бог дал ему не только поручение, но и способность исполнить его. Когда Моисей возразил, сказав, что люди не поверят ему, если он пойдет к ним, Бог дал ему знамения, которые он мог использовать в качестве подтверждения своих слов: посох, который превращался в змея, способность сделать руку прокаженной, а затем снова очистить ее, и силу превращать воду в кровь (Исх. 4:1-9). Когда же он выдвинул еще одну отговорку, что он, мол, недостаточно красноречив, чтобы быть Божьим провозвестником, Бог напомнил ему, что Он дал уста человеку и может любого сделать таким красноречивым, каким только захочет. Кроме того, Он послал с ним брата Моисея, Аарона, чтобы тот был его «устами» (Исх. 4:10-17).
Позже, когда израильтяне оказались прижатыми к морю и уже не могли избежать столкновения с превосходящей силой египетских колесниц, Бог предусмотрел для них впечатляющий путь к спасению. Потом Он позаботился, чтобы это огромное множество людей выжило в бесплодной пустыне, где они скитались сорок лет.
Бог и сегодня призывает Свой народ и дает ему силу. Через Иисуса Христа Он призывает церковь быть святым народом, который должен рассказывать об Иисусе всему миру и делиться Божьей любовью и состраданием. Это часто бывает трудно, однако Бог всегда дает нам все необходимое, чтобы справиться с этой работой. Вот почему церковь началась с излития Святого Духа. Пока Бог не дал христианам силу, даже апостолы были беспомощны. После прихода Духа все изменилось. Этот же Дух живет сегодня во всех крещеных верующих во Христа и укрепляет нас для служения (Деян. 2:1-38). Мы никогда не должны пытаться получить освобождение от служения Господу. К чему бы Он ни призывал нас, Он дает нам силы это исполнить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моисей и израильтяне должны были уверовать и довериться Богу, который призывал их выйти из рабства и войти в Его изумительную свободу. Он — Бог, который держит Свое слово, который сильнее всех других «богов», который абсолютно свят, который призывает Свой народ служить, давая ему для этого силы. Как Бог остается неизменным сегодня, так неизменным остается и призыв верить и повиноваться Ему.
#бог #израиль #история израиля #израильтяне #христианство #моисей #религия #ветхий завет #изучение библии #библия
Еще по теме здесь: История.
Источник: Бог избавляющий.