Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Один к одному повторить чью-то авторскую идею КТД невозможно, но «схватить» эту идею, почувствовать ее нерв и разработать вместе с детьми в обновленном варианте — уже творчество.
Существуют сотни и тысячи моделей работы в летнем лагере. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, свое содержание, свой набор творческих ролей. Нетворческих ролей не бывает. Вся соль в их наполнении действиями. Ребята сами придумают правила своих ролей. Они ведь экспериментаторы. Но роль «питает» содержание дела. Роли могут быть пассивными, исполнительскими, бесцветными и пустыми. А могут быть живыми и активными. Здесь важен педагогический замысел коллективного творческого дела. Определить этот замысел — твоя функция, вожатый! Педагогическая идея КТД многомерна. Здесь невозможна узкая цель — расширить кругозор, дать этические понятия, как это когда-то требовалось уточнять письменно при проведении, скажем, классных часов. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных творческих ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат исходно коллективными мыслями ребят, в том числе самыми наивными. Детский наив — не просто бесценное простодушие, естественная неопытность, но и психологический признак предельной степени искренности детей, их бесценной детскости. Когда мы пытаемся в детскую душу вдохнуть свои взрослые, часто мнимые ценности, идущие от мер пресловутой идеологической шкалы, мы калечим психику ребенка. Давайте запомним, друзья: нам ценен каждый порыв детской души. Всякая дотошная отрепетированность детского дела убивает эти порывы, вносит искусственность, надуманность, ложную значительность дела. Детская импровизация — высшее достижение КТД. Время мнимых ценностей и сложностей, слава Богу, все-таки уходит. То, что я хочу ниже предложить, проверено сотни раз на деле. Возможно, что-то и спорно, что-то просто связано с воспоминаниями романтической юности и потому дорого автору. Отбирайте, составляйте свою «рецептуру», важно, чтобы это было полезно, значимо, интересно детям, чтобы это было жизнью, а не игрою в жизнь. Хотя ролевая игра «в жизнь» тоже имеет право на существование. Вообще будем бояться категоричности. У каждого из нас все получается неодинаково. Не будем оглядываться.
Да помогут тебе, вожатый, твой личный опыт, твой интеллект, стремление к новому, твой творческий потенциал. Соедини его с детским потенциалом — и все получится.
Ниже в алфавитном порядке я излагаю различные формы деятельности и отдельные традиции" лишь как «заготовки» КТД, как педагогические подсказки. Все эти модели проверены многолетней практикой. Сегодня трудно установить их авторство. Когда-то, в 50-е годы, «Союз энтузиастов» (СЭН) ленинградского ученого И. П. Иванова и «Союз одержимых», которым в Новосибирске руководил автор этой книги, соревновались в изобретательстве КТД. Это были гоДы оттепели в педагогике, время активного поиска и коллективного дерзания. Огромный вклад в формотворчество тогда внесли вожатые Всероссийского лагеря «Орленок». Хочу еще раз подчеркнуть, что это не было самоцелью, скорее, результатом рискованного педагогического творчества «детских рыцарей» и самих ребят. Я помню и знаю многих авторов отдельных моделей. Прекрасными изобретателями КТД в те годы были ныне известные ученые и педагоги: О. Газман, А. Мудрик, Н. Аникеева, А. Фомин, Л. Балашкова, В. Бедерханова, А. Лекманов, М. Коган и недавно ушедшие из жизни талантливые Виктор Малов, Сергей Сафонов.
Такие коллективные творческие дела, как народные песни, сказки, постоянно подвергаются коллективному модернизированию, обогащению и служат всем. Не стоит болезненно и самолюбиво претендовать на то, кто первым сказал «а», на то они и коллективные творческие дела. Не повторяйте слепо данные формы работы с детьми. Ищите творческое решение. Своеобразие детского коллектива подскажет сценарий дела, его монтаж. Не злоупотребляйте массовыми делами, требующими длительной подготовки. Пусть будет больше дел хороших и разных, кратких и импровизированных, не очень «громких». У ребят свои критерии их оценки. Опирайтесь на их мнение, их видение дела и себя в нем. И пожалуйста, дайте детям свободу поиска и самовыражения.
Модернизируйте старые КТД, изобретайте новые. Перспектива такого изобретения беспредельна.
Итак, вашему вниманию еще одна «энциклопедия» творческих дел в летнем лагере. Для того чтобы дать большой разброс идей, подсказок, я убираю описательную сторону, хотя было бы заманчиво рассказать о том, где, когда и как это творческое дело было реализовано и даже кем. Выбирайте модель, как выбирают новую или старую книгу на развалах книжных лавок. Я расположил КТД в алфавитном порядке, а не по направлениям работы, как всегда было принято. Любую модель (почти) можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. А смысл ее выбора зависит от многого. Тут вам скорее поможет интуиция. Вот это КТД вы выбрали ради одного конкретного ребенка, который будет в нем главным действующим лицом. А это дело выбрано ради смены деятельности, отдыха. Это предпочли сами ребята, оно им показалось новым, неожиданным. Словом, пути педагогические неисповедимы. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовали в деле, удовлетворили свои претензии к жизни, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством. В частичное нарушение предложенной схемы я хочу начать «Энциклопедию летних дел» с модели «энциклопедия». Для затравки!