ЦЕВОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

ЦЕВОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

Цевочный механизммеханизм, имеющий цевочное зацепление в виде зубчатого зацепления посредством цилиндрических круговых элементов — цевок и зубьев с сопряженным профилем.

Примером цевочного механизма является цевочная передача, в которой используются разновидности циклоидальных профилей.

Внешние и внутренние зацепления таких колес применялись в различных машинах и станках сравнительно широко в первой половине XX в. В настоящее время они еще встречаются в некоторых машинах, например в механизмах вращения подъемных кранов на гусеничном ходе и в других устройствах.

Одна из разновидностей цевочного зацепления колес в соответствующих механизмах — когда профили располагаются за пределами окружностей колес, что бывает необходимо для размещения в колесах подшипников и других элементов передачи.

Такое цевочное зацепление называется внецентроидным.
При перекатывании колеса по колесу получается траектория центров цевок — перициклоида (укороченная Пу), а профиль зуба колеса очерчивается по экви-дистанте к этой траектории ЭПу.

Такое зацепление применяется в различных передачах с малой разницей чисел зубьев. Оно характеризуется большими углами давления, но позволяет передавать нагрузку при большом числе контактирующих пар зубьев, при этом точность выполнения передач очень высокая.

Цевочное зацепление рейки с колесом в цевочном механизме используется для преобразования вращательного движения в поступательное; в данном случае профиль зубьев представляет собой эвольвенту Э.

В некоторых цевочных механизмах применяются также зацепления зубчатой рейки или большого зубчатого колеса с малым цевочным колесом. Для получения постоянного передаточного отношения профиль зуба должен соответствовать эквидистанте к циклоиде ЭЦ.