Мода - такая тема, которая неизменно вызывает раздражение. Она слишком быстро проходит. Она раскручивает нас на ненужные покупки. Только сумеешь наладить себе удобный быт, сделать так, что всё со всем сочетается, как не можешь найти себе брюки с нормальной посадкой. Мыло-мочало, начинай всё под себя подгонять сначала! Да ещё и коллекции на подиумах какие-то шутовские. Для кого они делаются вообще? Куда в таком виде ходить? Может, над нами просто издеваются?
Я работаю стилистом с 2009 года. Бывало всякое. Я работала и во дворцах, и в общежитиях. Онлайн и офлайн. С девочками и с мальчиками разного возраста, от 10 до 75 лет. Вела блоги, влоги, онлайн-курсы, давала комментарии в журналы и так далее.
В общем, всякое бывало.
Все эти 12 лет я занималась тем, чтобы помочь людям найти способ обустроить свой повседневный гардероб так, чтобы было удобно и жить хотелось с огоньком. Подробнее, о том, что такое стиль и зачем он нужен, напишу как-нибудь потом. С ним всегда было понятнее.
С модой было сложнее.
Когда я начала практиковать, я была очень юная. В двадцать лет мода - она в крови и на кончиках пальцев. Всё само собой делается.
А потом, лет через пять практики, наступило горе от ума.
Я всё знала про маркетинг. И про то, что экономика должна крутиться за счет постоянного повышения продаж. И про то, что мода обусловлена этой потребностью постоянного роста ("Купи! Купи!!"). Нужно, чтобы фасоны обновлялись и внятно "выходили из моды", чтобы у людей была искусственная потребность делать покупки снова и снова. Большинство статей, которые я читала в то время, и курсов от столичных стилистов, на которые я ходила, были именно об этом: как сделать так, чтобы клиент купил и подсел на мои услуги.
К концу 2020х тенденция изменилась. То, что происходит сейчас, мне гораздо больше нравится, хотя необходимость поднимать продажи для производителей никуда не делась.
То ли я смотрю теперь в другую сторону, то ли объективно стало больше материалов, по которым можно выстроить другое мировоззрение даже относительно моды, но вот, предлагаю на ваш суд определение, которое меня устраивает.
Я рассматриваю моду с точки зрения гуманитарных наук. Моя сфера интересов (где-то по образованию, а где-то по давнему и основательному хобби) - это культурология, социология, искусствоведение и психология.
Любая из этих наук скажет вам, что человек - такое уникальное создание, которое мало того, что ну очень быстро приспосабливается к суровым условиям жизни, так ещё и выстраивает между собой и миром искусственную прослойку, чтобы ещё комфортней жилось. Эта прослойка называется культурой.
Культура включает в себя и материальный, и нематериальный компоненты. Материальный - это и жилье, и утварь, и одежда, и всяческие затейливые финтифлюшки. А ещё любые технологии, лекарства, средства накопления информации и так далее.
Обратите внимание: Что такое топографический план и карта?.
А нематериальный - целое множество феноменов от "народной мудрости", убеждений и юмора, до легендарных произведений в стихах, прозе, музыке. От Гомера до Стаса Михайлова, причем каждый на своем месте, помогает выживать другим и не сойти с ума от ужаса перед своей эпохой. Задача этого всего - дать человеку жить, причем по возможности с удовольствием.Так вот, если мы рассматриваем моду с точки зрения культуры, то она становится куда как более человечной.
Например:
1. Мода решает проблемы. В основном духовного плана, хотя с тем, как мощно она повязана на материальное производство, поспорить сложно. Просто, ну, вот так. Музыку пишут нотами, картины маслом, книжки - буквами на бумаге или серверах, а моду - вещами. Цель у творца во всех этих сферах одна: выдать образ, от которого кому-то будет легче жить и налаживать отношения с другими.
2. Если образ "выстрелил", значит, он смог решить проблемы огромного количества людей. Продажи и копирование - следствие решения проблемы, его эффективности, а не самоцель.
3. Образ выходит из моды, когда перестает решать проблему или накапливаются новые проблемы, для которых он не был задуман. Так и проходит мода и становится нужно то самое обновление в производстве, фасонах, покупках.
4. Быть вне моды невозможно. Можно относиться к группе людей, которые просто решают проблемы на другом уровне. Общий ключ решения будет один для всего человечества, но каждый берет на себя работу по силам и внутри своего сообщества. Отсюда и мнимое "отставание", которое так хорошо расписано в маркетинге, и субкультуры, и классика, которая очень медленно меняется.
5. На острие моды важно быть лидерам мнений - людям, которые освещают проблемы информационно и привлекают к ним внимание тех, кто может их решить. Поэтому "выглядеть продвинуто" - это значит взять себе аванс авторитета, как будто ты в курсе всего на свете. Это не всегда так, но в работе помогает. И очень помогает продвинуться по социальной лестнице, из тех, кто решает проблемы на уровне своего микросообщества, в группу повыше с решениями пошире.
Вот и всё. На этом строится вся работа с модой и стилем. Каждый имеет право двигаться за модой в своем темпе. Не следить за ней вообще (она сама вас направит). Оставаться на своём маленьком уровне.
Но всё же меня как стилиста обычно зовут, когда есть отвага и ответственность перейти к решению больших проблем. Так это работает. Модный образ - это не только "хочу сладкой жизни", но и "я готов взять на себя труд за многие судьбы".
Во всяком случае, в моей практике это очень похоже на правду.
Спасибо, что дочитали до конца! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой сайт и оставляйте комментарии. Чем больше отклик, тем больше у меня мотивация писать дальше!
Фото из архива автора#мода #стиль #стилист #культура #гуманитарные науки #общество #теория моды #история моды #психология
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: Что такое мода и зачем вообще быть модным.