Что такое погост (в россии и финляндских областях)

Погост, как мне кажется, сейчас в первую очередь ассоциируется с кладбищем. Однако, что любопытно, значение этого древнего слова до сих пор точно не известно, и о его происхождении размышляют многие специалисты. 

 

Например, известно, что погостами раньше (а кое-где и до сих пор) назывались поселения. "Погост", "погостье", "гостить": смысл у этих слов — один. 

 

Интересно, как значение этого слова трансформировалось со временем. 

 

1. Есть версия, что изначально погостами были места, где останавливался/гостил князь и его дружина для сбора урока с определенной территории (впервые поделила Новгородскую землю на погосты Княгиня Ольга). 

 

Урок — фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку. 

 

2. Затем погостами стали что-то вроде сельских поселений, состоящих из нескольких населённых пунктов. 

 

3. Со временем во многих погостах возникли церкви. И тогда понятие погост трансформировалось и под ним стали понимать населенный пункт с приходской церковью и кладбищем. 

 

4. А потом, видимо, из-за того, что у церкви раньше всегда находилось кладбище, то и кладбища сами по себе тоже стали звать погостами 

 

А вот интересное размышение г. Войонмаа, которое касается происхождения в Карелии и в Финляндии "погостов" и которое было опубликовано в Р. Финляндской газете, под № 8, 12-го (25-го) января 1916-го года. 

 

"Название "погост" (pokosta) - русское, пишет он. О происхождении этого слова высказываются различные мнения. 

 

По мнению одних, оно обозначало торговое место, где собирались для торговли. 

 

В исторические времена погосты в Северной России являлись административными округами и вообще центрами общественной жизни. 

 

В финляндских областях, подвластных Новгороду, такие погосты были основаны в половине X ст. 

 

Вышеприведённое объяснение первоначального значения русского слова "погост" приводит к мысли - пишет г. В. - о древней лапландской деревенской организации... 

 

В основу древнего лапландского общества входил род, который в делах религиозных, брачных, налоговых и судебных образовывал одно целое и который первоначально владел общей деревней и деревенской землёй... 

 

Разделение на принадлежащие родам деревенские земельные площади казалось в древности довольно аккуратным и одинаково аккуратно родовая земельная площадь подразделялась на охотничьи земли отдельных семейств. Каждая деревня имела особое центральное место, где собирались в определённое время семейства из всей деревни для выполнения важнейших общественных дел. 

 

"У лапландцев - говорится о Кеминских лапландцах в 1620 г. - зимою имеются определённые места, где они собираются в количестве пяти-шести семейств, и где их может встретить священник или лапландский фохт. Летом же каждое семейство живёт отдельно, находясь в своих рыболовных водах или лесах, где они живут в сколоченных из досок домах". 

 

Эти зимние деревенские места, которые не находились постоянно в одном пункте и которые переносились из одного пункта в другой, назывались в XVIII ст. "ярмарочными местами" и "судебными местами и местами для взноса налогов", из этого становится ясным их значение и назначение. Каким образом лапландцы старались практически организовать зимнюю совместную жизнь в ярмарочных местах это видно из одного постановленного Киттиляским судом в 1701 г. приговора: 

 

"Здешнее население заключило между собою договор, что никто из них под страхом штрафа в 2 риксдаллера не имеет права ловить рыбу в Соткоярви, которое с незапамятных времён принадлежало всей деревне, этим они могут заниматься лишь во время суда и уплаты податей, когда они вместе могут воспользоваться своими рыболовными снастями". 

 

Эти лапландские ярмарочные и судебные деревни соответствуют тому, что прежде подразумевалось под словом "погост". 

 

И в Кексгольмской Карелии в старые времена существовали погосты. Согласно оброчной книге Вотской пятины область была разделена на семь погостов: городской погост (Ряйсяля), Саккула, Рауту, Куркиёки, Сердоболь, Иломантси и Салми.

Обратите внимание: ИСТОРИЯ РОССИИ.

Они являлись церковными и административными местами губернии. 

 

Особенно бросается в глаза их церковный характер. В каждом погосте, согласно оброчной книге от 1500 г., имелась главная церковь и кроме того часто ещё и несколько деревенских церквей или часовен. Таковыми были погосты Кексгольмской Карелии уже в 1396 г., когда согласно русской хронике "немцы" (шведы) пришли на карельскую землю и сделали набег на два погоста, Куркиёки и Кюлялахти, и сожгли церковь. 

 

Судя по тому, что Кюлялахти в 1396 г. упоминается как отдельный погост, хотя по оброчной книге 1500 г. Кюлялахти составлял деревню, принадлежащую Куркиёкскому погосту, название погост относилось так же к наименованию более мелких местностей. И в оброчной книге Вотской пятины слово погост упоминается как название маленькой местности. 

 

Можно считать более или менее достоверным, что под погостом подразумевалась церковная местность. На карельском наречии слово pokosta обозначает церковное село; село Иломантси ещё до сих пор называется иногда "погостом". Таким образом название "pokosta" имело непостоянное значение - то под ним подразумевается село, приход, а то маленькая деревня. 

 

Многие погосты сохранились без изменения несколько столетий. Южные погосты Кексгольмской губернии в 1500 г. имели почти те же границы, как и теперь. Например Раутуский погост имел в то время нынешние границы, то же самое следует сказать о границах Саккулаского и городского погостов. 

 

В основе разделения на погосты лежат древние колонизационные условия. Хотя первые места поселений карельского племени образовывали географически общий округ, тем не менее население сосредотачивалось на некоторых центральных местах, которые отделялись лесами и пустошами. 

 

Развитие Кексгольмских погостов в исторические времена шло так же, как и развитие уездов Выборгской Карелии. Карельские погосты более или менее соответствовали уездам. В русском тексте Ореховецкого мирного договора переданные Швеции уезды Саволахтиский, Яяскеский и Эурапяяский называются "погостами", тогда как в шведской хронике в описании похода Торкеля Кнутсона все завоёванные округа называются уездами (gisla lag). 

 

Резюмируя всё вышеизложенное, можно заметить, что вся заселённая Карелия в конце языческого периода была разделена на местности, называющиеся уездами и погостами. 

 

В центрах этих местностей были построены первые церкви, и уезды или погосты сделались первыми церковными общинами. 

 

Из языческих уездов одни были старше, другие моложе. Последние образовались территориальным образом и они не имели ничего общего с родовыми учреждениями. Происхождение старейших уездов, по видимому, иное..."#история #история древнего мира #россия #история россии

Еще по теме здесь: История.

Источник: Что такое погост (в россии и финляндских областях).