Ученые заново исследовали картину Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой». Возможно, никакого жемчуга нет. А может, и самой сережки.
Фальшивая сережка?
"Девушка с жемчужной сережкой" - один из самых известных шедевров нидерландского живописца Яна Вермеера. Написана она была примерно в 1665 году. Кого изобразил художник, неизвестно, но главная загадка не в этом. Сережка слишком большая. Натуральный жемчуг таким не бывает, искусственный тогда не выращивали. Может быть, перламутр? Кроме того, совершенно непонятно, на чем держится на ухе сережка.
По словам реставратора Эбби Вандивер, специалисты по костюмам и ювелирным изделиям давно считают, что жемчужина на картине слишком большая, чтобы быть реальной. Возможно, художник изобразил фальшивую жемчужину из венецианского стекла, лакированного олова или перламутра. Кроме того, на картине, по замыслу автора, могла быть не только не жемчужина, но и не сережка — на картине не видно никакой петли или подвески, соединяющей жемчужину с ухом девушки.
При большом увеличении можно увидеть, что Вермеер написал сережку всего несколькими мазками свинцового белого и тонким слоем серого цвета. Ярким белым цветом выделен блик вверху сережки. Возможно, этот блик мог быть деформирован при ранних реставрациях картины, и установить, как «сережка» выглядела в самом начале, невозможно.
Вандивер напоминает, что до 1994 года специалисты думали, что на сережке два белых блика — второй был чуть пониже. Тогда при реставрации обнаружилось, что второй «блик» — это на самом деле кусочек краски сверху картины, который когда-то, возможно при реставрации 1882 года, откололся, перевернулся, соскользнул на сережку и на долгие годы застрял прямо на жемчужине.
Такие догадки могут вернуть картине Яна Вермеера ее прежнее название «Девушка в тюрбане».
#история живописи