Все мы знаем, с какой самоотверженностью советский народ воевал с нацистами. Известно множество историй, когда смерть была предпочтительней плена. Но что же делать, если все-таки попал в плен? Конечно, бежать!
Немцами было зафиксировано 70 тысяч случаев успешных побегов осуществленных советскими военнопленными! Вот, что значит воля к победе и желание обрести свободу для советских людей!
Самолет военного летчика Михаила Девятаева был сбит 13 июля 1944 года под Бродами. Сам летчик попал в плен и через некоторое время был отправлен в концлагерь Карлсхаген 1.
Лагерь находился недалеко от засекреченного полигона Пенемюнде, где тестировались новейшие образцы немецкой техники — ракеты ФАУ (баллистическая ракета дальнего действия).
В одиночку захватить самолет было невозможно, поэтому Девятаев собрал команду единомышленников состоящую из десяти человек: он сам, Иван Кривоногов, Владимир Немченко, Иван Олейник, Фёдор Адамов, Трофим Сердюков, Владимир Соколов, Михаил Емец, Пётр Кутергин и Николай Урбанович. Семеро были пленными красноармейцами, трое — из числа угнанных немцами на работу.
Но как так получилось, что не зная языка, не зная принципа работы бомбардировщиков (а ведь Девятаев летал на истребителях, это принципиально разные машины), команде все-таки удалось взлететь и выбраться из плена?
Согласно официальной версии, немецкие надписи Девятаев изучил сам, когда убирал сломанные приборные доски. Отламывал от них по кусочку и запоминал. А один из членов группы, готовившей побег, переводил ему, поскольку знал немецкий.
Но все мы понимаем, что недостаточно просто изучить названия, нужно было понять принцип включения двигателей. Сделать это было намного сложнее, ведь пленных не подпускали к работающим самолётам. Похоже, судьба благоволила Михаилу - по его словам, однажды, когда он сгребал снег с крыла самолёта, немецкий пилот прогревал двигатель. Девятаев через маленькое окошко сумел увидеть последовательность действий.
Однако, есть другая версия, более упоминаемая в некоторых немецких источниках: особенности работы двигателя Михаилу продемонстрировал немецкий лётчик. Авиаторы в то время осознавали себя особой кастой, и пленные пилоты противника вызывали интерес.
Обратите внимание: Удивительные факты про славян, о которых вы возможно и не знали!!!.
Вероятность общения между двумя коллегами через переводчика о каких-то мелочах (разумеется, не выдавая секретов) тоже может быть принята во внимание. Поэтому и эта версия не выглядит такой уж невероятной, тем более что Девятаев был в аэродромной команде и мог встречаться там с немецкими пилотами. Те вполне могли показать любопытствующему пленному пилоту какие-то особенности техники, особенно учитывая тот факт, что бежать из этого лагеря считалось невозможным. Мало того что он охранялся, так ещё и находился на острове, что сильно усложняло задачу побега (кстати, есть версия, что изначально Девятаев планировал бежать на лодке).По третьей версии, изучить самолёт удалось благодаря попустительству одного из охранников, который якобы побывал в советском плену (?), немного знал русский язык и симпатизировал узникам. Во время его дежурства у Девятаева была возможность исследовать самолёт, а охранник делал вид, что не замечает интереса советского военнопленного к машине.
Как бы там ни было, необходимая информация об управлении самолетом была получено, удачное время выбрано и побег состоялся!
8 февраля 1945 года над штабом 2-го батальона 1067-го стрелкового полка 311-й стрелковой дивизии 61-й армии наступавшего в Германии 1-го Белорусского фронта Красной Армии, находившегося тогда в деревне Голлин земли Бранденбург, на небольшой высоте пролетел немецкий бомбардировщик с крестами на крыльях. Естественно, его попытались сбить из зениток, но самолет почему-то не стал сбрасывать бомбы. Наоборот, «Хейнкель» выпустил шасси и стал снижаться, заходя на посадку. Села машина на ближайшем поле, стойки шасси подломились, бомбардировщик буквально пропахал замерзшую землю брюхом, потеряв при этом правый двигатель и хвостовое оперение. Советские солдаты, подбежавшие к месту посадки, увидели выходящих из машины людей. Так вернулся из плена советский летчик Михаил Девятаев. В мемуарах летчика история заканчивается тем, что после возвращения все ликуют, обнимаются, а затем на руках несут беглецов в столовую. Однако в реальности всё было не так радужно. Впереди были многочисленные допросы СМЕРШевцев...
И почему именно этой группе удалось избежать концлагерей уже советских — это уже совсем другая история. Рассказать?
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Девятаев. Побег из плена — как это стало возможно?.