ДИРИЖАБЛЬ

ДИРИЖАБЛЬ

Дирижабль — управляемое летательное транспортное средство (аэростат).

Корпус дирижабля удлиненной формы, в носовой части тупой и к корме заостренный для лучшей обтекаемости.

Корпус заполнен газом — водородом или гелием; стабилизаторы и кили неподвижны и расположены горизонтально и вертикально; рули высоты — подвижные, горизонтальные; рули управления — вертикальные; гондола, в которой размещаются экипаж, пассажиры, грузы, двигатели и оборудование.

Характеристики дирижабля — объем и скорость. Скорость, как правило, небольшая — до 135 км/ч.

ИСТОРИЯ.

Первый аэростат был построен в 1783 г. во Франции, его назвали воздушным шаром, он был наполнен теплым воздухом. Французский ученый Ж. Шарль предложил наполнять шары водородом, превышающим подъемную силу теплого воздуха этого же объема. Полет шара проходил на высоте 3400 м, длился 2,5 ч и имел научные цели. В России первый полет на воздушном шаре был в 1803 г. в июле в Петербурге и в сентябре в Москве. Аэростаты стали использовать для научных исследований и военных целей, наблюдения физических явлений. Первый полет с исследовательскими целями в России в 1804 г. в июне длился около 3,5 ч на высоте 2500 м.

В середине XIX в. использовали аэростаты с военными целями в Италии в 1849 г., в США в 1861—1865 гг., во Франции в 1871 г. В конце XIX в. появились управляемые аэростаты с воздушными винтами: во Франции в 1852 г., 1874 г., в 1880 г. в России был организован воздухоплавательный отдел Русского технического общества, и в 1885 г. в Петербурге — кадровая команда. Ученые, принимавшие участие в разработке конструкции аэростатов: Д. И. Менделеев, М. А. Рыкачев. В 1899 г. во Франции был совершен полет дирижабля со скоростью около 20 км/ч.

В 1900 г. в Германии состоялся полет дирижабля жесткой системы Ф. Цеппелина, эта конструкция стала основной для дирижаблей, которые строились в начале XX в. в Англии, Германии, США. Широкое применение дирижабли нашли во время Первой мировой войны. Они использовались для наблюдения, разведки, охраны берегов, при сопровождении судов в море.

В России в 1920-е гт. стали формироваться воздухоплавательные отряды и строиться дирижабли.

В 1926 г. на полужестком дирижабле «Норвегия» Р. Амудсен совершил беспосадочный перелет через северный полюс на Аляску.

В 1929 г. дирижабль «Граф Цеппелин» совершил кругосветный перелет за 21 день, со средней скоростью 177 км/ч.

В 1930-е гг. дирижабли применялись для перевозки пассажиров из Европы в США, с научными целями и спортивными целями — на дальность и высоту полета.

Во время Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. дирижабли и аэростаты использовались для разведки, корректировки огня орудий, отыскания минных полей в море, сопровождения судов. Но с 1960-х гг. эксплуатация дирижаблей прекратилась.

СОВРЕМЕННЫЕ ДИРИЖАБЛИ.

Но в конце XX в. химическая промышленность стала выпускать новые пластические материалы для оболочек аэростата — они легки, прочны и устойчивы к температурам, позволяют подняться дирижаблю на высоту более 40 км.

Создание радиотехнических, электронных приборов позволяет выпускать беспилотные аэростаты для научных исследований в стратосфере. Дирижабли различают мягкой, полужесткой и жесткой систем с объемами: мягкой — до 7 тыс. м3; полужесткой — до 35 тыс. м3, жесткой — до 200 тыс. м3. У мягкой и полужесткой систем — матерчатый корпус-оболочка для газа. У жесткой системы металлический каркас, в котором размещается газ в мешках из газонепроницаемой материи.

Современные аэростаты используют для научных целей и как стартовые площадки для запуска метеорологических ракет.