Достопримечательности и святые места Южной Осетии

В 1922—1990 годах Южная Осетия являлась автономной областью в составе Грузинской ССР. Независимость Южной Осетии от Грузии первой признала Россия в августе 2008 года. Независимость Южной Осетии также признают Венесуэла, Науру, Никарагуа и Сирия. Население Южной Осетии состоит в основном из осетин (ок. 48 тыс.), грузин (ок. 4 тыс.).

В 1922—1990 годах Южная Осетия являлась автономной областью в составе Грузинской ССР. Независимость Южной Осетии от Грузии первой признала Россия в августе 2008 года. Независимость Южной Осетии также признают Венесуэла, Науру, Никарагуа и Сирия. Население Южной Осетии состоит в основном из осетин (ок. 48 тыс.), грузин (ок. 4 тыс.). Осетинский язык представлен в Южной Осетии только иронским диалектом, а именно тремя его говорами: кударским, ксанским и урстуальским.

Туальцы

Верования Осетин

Религиозные верования осетин отличаются синкретизмом. В них тесно переплелись племенные культы и элементы мировых религий — христианства и ислама.

В IX веке из Византии в пределы Алании проникло христианство. Его до сих пор исповедуют большинство жителей Северной и Южной Осетии.

Интересный факт, что после 2008 г. из Южной Осетии выгнали грузинскую православную церковь, а русская православная церковь не пришла, так как считает ее территорией грузинской церкви. В результате на место образовавшегося вакуума хлыныли различные религиозные секты и в настоящее время в правительство Южной Осетии входит епископ мармонов, о чем на российском тв рассказывал Сергей Кургинян.

Также среди них распространены почитатели традиционных осетинских верований.

Традиционная вера осетин называется она Уасдин (читается как Уашдин). Уасдин — аристократическое, благородное представление о человеческой личности.

Осетины называют Бога - Стыр Хуысау, Старший Бог. «Не имеющий ни образа, ни формы, непостижимый и вездесущий, Источник Высочайшей Мудрости, создатель и покровитель Вселенной»

При молитве, по какому бы случаю, она ни произносилась, осетины первым находят имя Великого Бога, сотворившего мир («Дуне чи сфæлдыста иунгег кадджын Хуыцау»), а дальше имена дзуаров (духов-покровителей).

12 осетинских небожителей

В Уасдин имеется пантеон из 12 небожителей, которые разделили между собой "зоны ответственности", как это часто происходит у языческих богов Древней Греции и Скандинавии. Наряду с Уастырджи, Аларды, Майрам, Тутыром, Фалвара одним из популярных и почитаемых дзуаров был Уацилла (св. Илья — грозовое божество, покровитель урожая), который имел несколько посвященных ему святилищ.

Святые места Дзаусского района Южной Осетии

Известно, что свои особенности имели у осетин зримые воплощения присутствия божественной сути – святилища (ку-вæндон/ковæндонæ). Кувæндон (букв. «место для моления») в Осетии были представлены несколькими типами. Это могли быть добротные сооружения из неотесанного камня на растворе или без него, другие представляли нагромождения камней, оставшихся от более древних построек... Небожитель мог «обитать» в кронах деревьев или же в пещере. Иногда святилища обретались в развалинах башен или сами были построены в виде маленьких монолитных башенок. Часть святилищ имела ограждения, за которые могли заходить только жрецы. Иногда в качестве мест отправления традиционного культа использовались и заброшенные православные храмы, которые, в свою очередь, обычно строились на священных для местных жителей местах.

Осетинские святилища в Южной Осетии

Святилища располагались как в населенных пунктах или рядом с ними, так и на возвышенностях. В последнем случае, если доступ к святому месту был затруднителен, со временем обустраивался «филиал» у его подножия. Святилища были общеущельными, общесельскими и фамильными. Если жители переселялись в другое место, то они обустраивали там и святое место. Для этого было необходимо забрать из прежнего святилища один камень и уложить его в основание нового.

Одни святые места сохранили свою «привязку» к конкретному небожителю. Например, «Уастырджыйы кувæндон», «Уацилла» и т.д.; сакральное содержание иных же утеряно, осталось только восприятие по расположению на местности или по цветовой идентификации «Рагъы дзуар», «Урс дзуар»... Хотя очевидно, что и эти святилища были посвящены определенным представителям религиозного пантеона осетин.

В этой главе будут перечислены святые места Челиатского ущелья, расположенном в историческом  регионе Урс-Туалта, что в Дзауском районе. Здесь также сохраняется традиция бытования семи главных святынь. Это абстрактное понятие священной местности «Челиаты авд дзуары» (букв. «Семь святилищ Челиат»). Сюда входят святилища, расположенные на всем протяжении Челиатского ущелья: «Саниба», «Реком», «Мыкалгабыр», «Илиа», «Уацилла», «Аларды» и «Дуарау Уастырджы».

«Аларды» – небольшое каменное строение без крыши за селением Мидæггæг Челиат. Аларды, божество осетинского традиционного религиозного пантеона. Его имя связано с узкой специализацией – он по народным поверьям насылает на детей корь и оспу. Для того, чтобы его умилостивить, весной отмечался праздник, посвященный Аларды, которому приносилась жертва в виде белого барашка с просьбой не насылать на людей болезни. Кроме этого, чтобы не накликать гнев Аларды, его называли иносказательно «золотым, светлым». День празднования всегда понедельник.

Аларды

«Илиайы кувæндон» – название переводится, как «Место моления Илье», святилище посвящено пророку Илье. Каменные развалины на небольшом отроге  за  селением  Челиат.  Отмечалось в августе через неделю после празднования дня начала сенокоса «Атынаг», в понедельник-вторник. Впрочем, многие считают, что изначально святилище носило имя Уацилла, но со временем, под воздействием христианства трансформировалось в имя пророка Ильи.

«Мыкалгабыр» – каменное строение, покрытое крышей, расположено в конце ущелья у основания леса на поляне. «Мыкалгабыр» – божество-дзуар и одноименное культовое место в осетинской традиционной религии. Одно из трех наиболее важных, вместе с Реком и Таранджелос, осетинских святилищ. Посвящено плодородию и семейному изобилию. В Челиатском ущелье в святилище приходили на праздник начала сенокоса «Атынæг».

Мыкалгабыр

Это святилище было местом, где собирались все жители Челиатского ущелья. В другое время обитатели каждого села и отселка посещали разные святилища. И только раз в года, после того как люди обходили свои святилища они приходили на поляну к «Мыкалгабыр», где устраивалось общеущельное моление.

«Реком» – святилище, устроенное на небольшой ровности за отселком Токотæ, на южной  стороне  ущелья. Святилища с таким названием посвящены Уастырджы и встречаются по всей Осетии. Наиболее почитаемое находится в Цейском ущелье Северной Осетии. При этом местное святилище не считалось его «филиалом», а было одним из многочисленных равных, одноименных святых мест на территории юга Осетии. Празднование «Реком» в Челиатском ущелье было весной, приходилось на Кæрдæгхæссæн (Троицу).

Реком в Северной Осетии, найти фото из Южной не удалось

«Саниба» – святилище на южном отроге Челиатского ущелья, каменные развалины. В.Абаев полагает, что это древнеязыческий праздник, после христианизации Осетии привязанный к грузинскому храмовому празднику Троицы (поскольку есть некое созвучие с грузинским «Самеба» (Троица). Однако в Челиатском ущелье празднование его справлялось осенью после окончания сенокоса и перед началом жатвы хлебов, тогда как Троица справляется весной. Очевидно, со временем праздник, хотя и не сохранив своего прежнего названия, вернулся на свое «место» в календаре традиционных осетинских праздников.

Саниба в Северной Осетии, найти фото из Южной не удалось

«Уацилла» – святилище расположено на правом берегу реки на возвышенности. От святилища сохранилось каменное основание. В осетинской мифологии Уацилла – громовержец и повелитель бурь, покровитель земледелия и урожая, поэтому он называется «хоры (хлебным) Уацилла». Во время традиционного обряда в прошлом Уацилла посвящался третий тост за пиршественным столом. Несмотря на то, что ряд исследователей отождествляет это божество с св.Ильей, их одновременное бытование позволяет предположить, что это все же два разных персонажа.

«Дуарау Уастырджы» – святое место расположено на околице села Дзукаты-кау, в начале ущелья. Сохранились остатки каменной постройки. Существует и визуальный ориентир – грушевое дерево. Это было фамильное святилище Дзукаевых и Мисостовых. Святилище в честь Уастырджы, самого главного персонажа осетинского пантеона. Уастырджы – покровитель мужчин, путников и воинов, защитник бедных и обездоленных. Осетины его представляют всадником на чудесном белом коне и наделяют любимое божество лучшими человеческими качествами: «Сыгъзæрин» (Золотой) Уастырджы, «Сыгъзæрин-базыр» (Златокрылый) Уастырджы и т.д. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лæгты дзуар» (Покровитель мужчин). Отмечается в дни общеосетинского праздника Джиуаргуыба осенью в течение недели. Кроме того жители села Дзукаты-хъау и отселка Мисосты-сых в святилище приходили и в день празднование начала сенокоса «Атынаг».

К большому сожалению, найти фото большинства святилищ Южной Осетии не удалось. Если они у вас есть, присылайте.

Достопримечательности Южной Осетии

Карта достопримечательностей Южной Осетии.

ИКОРТСКИЙ ХРАМ

Икортская церковь была построена у села Арцеу Цхинвальского района РЮО в 1172 году, и являлась одним из самых красиво декорированных религиозных сооружений эпохи христианства Закавказья. Это строение одно из самых ранних купольных храмов, построенных в XII-XIII в.в. Купол поддерживается шестиугольными столбами, восточная пара которых является частью каменной стены алтаря. На стенах церкви сохранились выгравированные тексты, а внутри - фрагменты выразительно исполненных настенных росписей. В позднем средневековье в Икорта был основан монастырь, который оставался действующим вплоть до начала XIX-го века.

КРАЙ БАШЕН

Так называется обширная территория, куда входят башенные комплексы селений Челиат, Ерман и Брытат Дзауского района. Оборонительные сооружения относятся к XVI-XVII вв. При всей однотипности конструкций башен здесь имеются и некоторые особенности. В основной массе башни квадратные, высотой в пять этажей с входом на втором этаже и бойницами различной конфигурации. Вместе с тем, здесь наблюдаются и интересные особенности. Это прежде всего башни с округлой спинкой, которые считались «дзуар-мæсыг», т.е. башней-святилищем. Такая башня не только служила местом хранения культового инвентаря, в ней справлялись семейные праздники, а также совершалась ритуальная молитва в честь другого дзуара в случае его отдаленности.

БУБЫ ЛАГАТ

Пещера в горе Бубы-хох Цонской котловины Кударского ущелья Дзауского района РЮО. Это стоянка человека так называемой ашельской культуры, расположена на высоте 2150 метров над уровнем моря. Здесь обнаружены орудия первобытного человека – каменные рубила, скребки. А также останки животных, которых употребляли в пищу древние охотники. Это позволило получить представление о фауне Кударского ущелья в доисторическую эпоху: пещерный медведь, львы, леопарды, первобытный зубр и др.

Пещеры Кударского ущелья

Пещеры в Квайса

Квайса – удивительное место, но турист, прежде всего, сможет познакомиться с городом. Удивительны пещеры, которые там находятся. Они расположены у подножия горы Часавал. Местные жители обычно указывают на гору, но найти к ним дорогу весьма сложно.

Всего пещер пять: Кударо 1, Кударо 2, Кударо 3, Кударо 4, Кударо 5.

Обратите внимание: Шиитам нет места в Бухаре и Самарканде!.

Самая большая из них третья, в нее ведут два входа.

Пещеры в Квайса

В далеком 1955 году в пещерах в Кударском ущелье начались первые археологические раскопки. Эти природные образования были известны местному населению и раньше, но только известный археолог В. Любин и его коллеги начали их научное исследование. Здесь, в сердце горы Часавал-хох, имеются три пещеры, условно названные «Кударо 1», «Кударо 2» и «Кударо 3». Особенно хорошо исследована первая пещера.

Один из видных специалистов по каменному веку А.П. Окладников в первом томе «Истории СССР», в шестистраничном разделе раннего палеолита, одну из страниц посвятил описанию именно пещер Кударо. Он пишет, что около 300 тысяч лет назад, первобытные охотники жили в районе Кударо и оставили здесь замечательный памятник ашельской культуры – пещеру «Кударо 1». Остатки деятельности ашельского человека Homo Erectus обнаружены на самом дне пещеры. Здесь найдены 30 тыс. костей животных, убитых обитателями пещеры, и несколько сот каменных изделий. В этой пещере археолог В.П. Любин собрал кости пещерного медведя, зубра, красного волка, льва, барса, горного козла, обезьяны-макаки, архара, росомахи. Кроме того, здесь были обнаружены клык саблезубого тигра, многочисленные кости носорога. Все эти кости были, безусловно, остатками трапезы древних охотников. В пещерах Кударо, помимо костей древних жителей Южной Осетии, было обнаружено множество ручных рубил. Все эти находки наглядно показывают, что пещеры на протяжении тысячелетий служили жилищем человеку того времени. Пещеры Кударо до сих пор в народе овеяны тайной и этот район находится под негласным табу. Их протяженность (глубина) доподлинно неизвестна. Между тем, в пещерах имеются озера. До сих пор остается загадкой и нахождение неподалеку от пещер в 2001 году части скелета неопознанного животного (предполагаемого доисторического) с элементами разлагающегося мяса.

МОРАХСКИЙ КРЕСТ

Так называется большой каменный крест в местности Морах (Морех) Кударского ущелья Дзауского района РЮО. Этот символ христианства является одним их древнейших памятников на территории Осетии. Вокруг Морахского креста по преданию располагался монастырь, сегодня, к сожалению, от него не осталось и следа, хотя раскопки могли бы сказать об этой территории немало интересного. Сам крест является так называемым поклонным крестом, по своей конфигурации он относится к каменным крестам с расширяющимся лопастями. Возможный период изготовления обширен от XII до XVI веков.

КЕЛЬСКОЕ ОЗЕРО

Природный водоем, расположенный на вулканическом плато в кратере потухшего вулкана. Здесь имеются еще несколько озер, разного размера и глубины. На Кельском плато расположены несколько потухших вулканов, самый высокий из них Хорысæр (3736). Всего на площади в 100 кв. км расположены 18 потухших гигантов. Со временем их лава заполнила горные склоны, сформировав обширное плато, на котором находится множество озер, в том числе и самое большое – Кельское. Озеро сточное, пресное, безрыбное из него вытекает река Ксан. Высота расположения озера 3300 метров, глубина до 80 м. Озеро около 7-8 месяцев бывает покрыто льдом.

КЕЛЬСКОЕ ОЗЕРО

АРМАЗСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Один из древнейших памятников христианства на территории Южной Осетии. Известна точная дата возведения храма, указанная на стенной росписи – 864 год. Строители церкви своим архитектурным решением придали зданию исключительный характер в кругу памятников Закавказья. В Армази примечательно не только решение перекрытия – купол без барабана – здесь чрезвычайно интересны и другие особенности. Например, галерея с севера, расположенная не на уровне пола, как обычно, но намного выше, оригинальной формы и колонны храма.

ЦАРЦИАТЫ КАЛАК

В середине прошлого века близ селения Едыс Дзауского района в результате археологических раскопок были обнаружены следы поселения со множеством остатков жилищ, мастерских и т.д. В некоторых местах их фундамент сохранился и до наших дней. Холм, близ которого были обнаружены эти исторические находки, местные жители издревле называли «Царциаты Калак». Археологические раскопки показали, что здесь в древности находился немалый по тем временам город, возможно, город ремесленников. Тогда же историками было озвучено мнение, что, по всей видимости, заселяли его аланы. Подобный вывод сделан не случайно, ученые проанализировали характер обнаруженных захоронений и пришли к выводу, что найденное там оружие, предметы утвари и характер погребений практически аналогичен материалу, который в разное время был обнаружен в аланских захоронениях в ряде других мест евразийского континента.

ТЛИЙСКИЙ МОГИЛЬНИК

Период поздней бронзы и раннего железа представлен на территории Южной Осетии Тлийским могильником, который является памятником Кобанской культуры. Классический кобанский период был временем блестящих достижений прикладного искусства. Кобанская бронза поражает совершенством форм – почти каждая вещь является произведением искусства. Покрытые узором и рисунками топоры, кинжалы со скульптурными рукоятями, пряжки и пояса с гравированными изображениями, женские и мужские украшения кобанцев (тлийцев) хранятся в лучших музеях мира.

ЗЫЛДЫ МÆСЫГ

Из архитектурных памятников древности надо назвать «Зылды мæсыг» – оборонительное укрепление, сооруженное в древности в верховьях ущелья Урс-Туалта Дзауского района РЮО. Это оборонительное сооружение являлось убежищем для всего общества во время вторжения врагов. На это указывает и само название «Зылды мæсыг» букв. «Башня округи». Впрочем, это название некоторые связывают и с формой укрепления, которое представляет выложенный камнями круг («зылд» по-осетински также «круг»).

Крепость расположена на вершине холма, возвышающегося на скальном плато Хуырта над селением Ходз. Стены выложены из огромных необработанных камней методом сухой кладки и достигают местами 5 метров. По гребню стены проходит парапет. Сооружение имеет единственный небольшой вход в северной части.

Западная часть «Зылды масыг» осыпалась в обрыв, но вряд ли она первоначально представляла замкнутый круг. При диаметре укрепления около 30 метров и длине стены в 200 метров для ее обороны требовалось не менее ста человек. Эта цифра превосходит военный потенциал любого близлежащего села и даже ущелья. Поэтому укрепление имеет масштаб всего общества. Поскольку главное значение в расположении «Зылды мæсыг» играет ее труднодоступность, можно предположить, что это уникальный пример крепости-убежища, используемой лишь в экстренных случаях, во время крупномасштабных вражеских нашествий. В пользу данной теории может служить и тот факт, что сооружение расположено в центре Урс-Туалта, вблизи села Едыс, самого крупного здесь населенного пункта. В хрониках древности дважды упоминается осада этого сооружения вражескими войсками.

ОЗЕРО ЭРЦО

Озеро Эрцо расположено в Кударском ущелье Дзауского района. Высота над уровнем моря – 1711 м. Питание озера стоковое и дождевое, так же имеются подземные каналы. Водоём расположен в бассейне реки Квирила. Эрцо является карстовым озером. Площадь Эрцо – 0.41 км². Наибольшая длина – 940 м. Максимальная глубина озера неизвестна, так как у озера нет постоянного уровня воды.

Озеро Эрцо уникально в своём роде, на Кавказе оно самое большое из карстовых. С некоторой периодичностью (5-6 лет) из озера пропадает вода. Это связывают с наличием подземных пещер. Геологическое строение ландшафта сложено известняками эпохи юрского периода.

ТИРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Тирский Богородице-Рождественский мужской монастырь у селения Монастыр (с осетинского дословно «большая вера») без преувеличения можно назвать одной из самых значимых святынь Южной Осетии. Эта древняя обитель видела расцвет христианства, образование Аланской митрополии и ее падение. Стены обители видели орды монголо-татар, Тамерлана и прочих завоевателей, огнем и мечом насаждавших ислам.

Начало развития монастыря приходится на XII - XIII век, этот период отмечен рассветом Аланской митрополии. В то время возводилось множество православных храмов и монастырей. Именно тогда построен главный храм монастыря. Однако до сих пор на территории монастыря остались древние, высеченные в скале пещерные храмы, которые, вероятно, относятся к VI веку.

Тир – библейское наименование в переводе означает скала. И действительно, это впечатляющее произведение архитектуры наполовину вырублено в скале. Монастырь был украшен в интерьере живописью и шедеврами прикладного искусства, составляющими церковный инвентарь, обладал рукописными книгами, там звучала церковная музыка. К сожалению, до нас дошли лишь часть фресковой живописи церковно-канонического содержания, по технике исполнения, безусловно, византийского стиля, отличающиеся прекрасным рисунком и ярким колоритом.

Архитектурный комплекс монастыря включает: храм Рождества Пресвятой Богородицы (XII в.) с двумя пределами; колокольню (XVI в.); трапезную (XVI в.). Стены монастырских строений украшены богатой резьбой по камню, в алтаре храма сохранились фрагменты уникальных фресок.

СТАРЫЙ ГОРОД

По мнению многих чудом Южной Осетии является в первую очередь наша древняя столица город – Цхинвал, датируемый III веком нашей эры. В переводе Цхинвал означает «место обитания высшей касты жрецов». На небольшой территории в древности находилось 37 храмов и церквей, многие из которых соединены между собой подземными ходами. Сам город был обнесен двойной крепостной стеной, остатки которой до сих пор прослеживаются. В систему Старого города входит и мостовое сооружение, связывающее две части г.Цхинвала, восстановленное в 1910 году.

ГУФТИНСКИЙ МОСТ

Мостовое сооружение соединяет два берега у села Гуфта, в районе слияния двух рек Большой Лиахвы и Паца. Этот объект является одним из самых красивых архитектурных сооружений Южной Осетии. Мост стал своего рода визитной карточкой Республики. Он настолько оригинален по своему виду, что для каждого жителя Южной Осетии определенно ассоциируется с РЮО.

Надо отметить, что это сооружение было построено за рекордные сроки. И простояв десятки лет может выполнять свои функции и сегодня.

Мост был введен в эксплуатацию 1 ноября 1929 года. На строительство Гуфтинского моста ушло всего 10 месяцев. Длина сооружения, построенного при содействии немецких инженеров, составила 72 метра, высота 22 метра стоимость строительства 159 344 рубля. По скорости строительства на тот момент ему не было равных в Закавказье.

Читайте также:

  • Осетины: потомки скифов и алан >
  • Осетинская религия и нартский эпос >
  • Тайна алтайских скифов >
  • Томирис и Амага — царицы Саков и Сарматов >
  • Какой национальности вторая жена Грозного, Мария Темрюк >
  • Все народы Дагестана >
  • Красота народов Дагестана >
  • Единая древняя традиция народов мира >
  • Кумыки — гунно-тюрки Дагестана >
  • Этногенез ногайцев >
  • Ногайская куьтура >
  • Доисламская мифология Дагестана >
  • Обрядовые хлеба Дагестана >
  • Брачная инициатива женщин Кавказа >
  • Женские украшения народов Дагестана >
  • Ковроделие Дагестана >

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Достопримечательности и святые места Южной Осетии.