«ДВУХЭТАЖНЫЙ» ? ЖУРНАЛЬНЫЙ

«ДВУХЭТАЖНЫЙ» ? ЖУРНАЛЬНЫЙ

Столик на точеных ножках с полочкой сделан своими руками большей частью из бросовых материалов. Главные детали столика - столешница и полочка - изготовлены каждая из цельных отрезков широкой и толстой сосновой доски.

Такой материал нашел в старом, уже давно нежилом, почерневшем разваливающимся доме-бараке, построенном когда-то из вековой сосны. Доски пола (а точнее бы назвать их плахами) толщиной до 60 мм и шириной до 350 мм большей частью уже сгнили, но попадались уцелевшие куски. Сверху они были ровные и гладкие, на них сохранилась даже краска, а вот нижняя сторона обработана грубо: где распилена, а где только обтесана топором. Древесина имеет особый (приятный) запах времени, а под срезом - желтоватый (я бы сказал - золотистый) цвет. Еще бы отметил у нее и более четко проявившуюся текстуру (обычно у сосны рисунок выражен слабо). Собственно, эти доски (а точнее их обрезки) и побудили меня смастерить двухъярусный журнальный ретро-столик.

«ДВУХЭТАЖНЫЙ» ? ЖУРНАЛЬНЫЙ
Двухъярусный журнальный столик

Отрезал две заготовки длиной около метра с цельной древесиной. Уже дома острым плотницким топором срубил слой (а точнее - несколько слоев) старой краски и постарался подровнять почти до плоскостей кривые нижние поверхности. Затем ручным электрическим рубанком выровнял-состругал доски до толщины в 28 мм. На лицевой поверхности лучшей доски разметил прямоугольник с размерами 730*330 мм под столешницу, а на второй доске наметил размеры полочки 630*310 мм с припуском по паре мм с каждого края по периметру на обеих досках.

Далее обработал кромки деталей по периметру ручным электрическим фрезером. После этого произвел разметку и сверление электродрелью с перовым сверлом диаметром 25 мм отверстий под ножки и балясины в столешнице и полке. Причем в столешнице выполнил глухие отверстия (гнезда) с тыльной стороны, а в полке - сквозные отверстия и сверление производил с лицевой стороны. Еще, от ножки до ножки (а точнее, от гнезда до гнезда), с тыльной стороны, выбрал фрезером пазы 10*12 мм под поперечные рейки усиления столешницы (перпендикулярно возможному растрескиванию доски). На полке таких пазов и реек делать не стал.

Ножки и балясины выточил из березовых брусков сечением 50*50 мм на токарном станке по дереву. Только точеные или гнутые ножки и балясины придают изделию стиль «ретро»! При точении важно было выдержать посадочный размер (диаметр 25 мм) под отверстия в столешнице и в полке, а также высоту шипов.

После этого тщательно зачистил шлифовальной машинкой все поверхности и кромки. В труднодоступных местах эту операцию осуществил вручную.

«ДВУХЭТАЖНЫЙ» ? ЖУРНАЛЬНЫЙ
Выравнивание тыльной поверхности столешницы плотницким топором
«ДВУХЭТАЖНЫЙ» ? ЖУРНАЛЬНЫЙ
Выравнивание лицевой поверхности столешницы (по диагонали) электрическим ручным рубанком
«ДВУХЭТАЖНЫЙ» ? ЖУРНАЛЬНЫЙ
Изготовление гнезд в столешнице и отверстий в полке (ᴓ25)
«ДВУХЭТАЖНЫЙ» ? ЖУРНАЛЬНЫЙ
Вытачивание балясин и ножек на деревообрабатывающем токарном станке

Сборку столика производил на ровной поверхности с мягкой подстилкой, уложив на нее столешницу лицевой стороной.

Первым делом - на клей и гвоздики в поперечные пазы вложил бруски усиления.

Затем в четыре гнезда вставил балясины, предварительно смазав их шипы клеем. Далее, на верхние (а фактически на нижние, так как столик собирается вверх ногами) на проточки-шипы балясин, наложил клей, совместил одновременно четыре отверстия диаметром 25 мм полочки и запрессовал ладонью.

«ДВУХЭТАЖНЫЙ» ? ЖУРНАЛЬНЫЙ

«ДВУХЭТАЖНЫЙ» ? ЖУРНАЛЬНЫЙ
Смазка клеем и установка балясины в гнездо столешницы

Завершающий этап сборки столика состоит из поочередной запрессовки на клею четырех ножек в отверстия полочки.

После этого столик перевернул (поставил на ножки) и до окончательного высыхания столярного клея прижал его двумя стопками толстых тяжелых книг.

В завершение (которое из-за сушки длилось дольше, чем сам процесс изготовления) покрыл изделие обычным растительным маслом в три слоя с промежуточной просушкой в две недели. После высыхания каждого слоя полировал поверхности куском плотной ткани до розового блеска. Текстура столешницы и полки проявилась как у дерева ценных пород.

А. Матвейчук,

г. Заводоуковск,

Тюменская обл.