На заре существования сайта был дан материал "Нестандартный словацкий электровоз на широкую колею.", в котором речь шла как о линии с шириной колеи 1520 мм "Ужгород - Ганиска при Кошицах", идущей вглубь Словакии на 90 км, так и о работающем на данной линии тяговой подвижном составе - двухсекционных электровозах серии 125.8, приписанных к железным дорогам Словакии, и имеющим внешность локомотивов ЧС2, а если быть точнее, то ЧС3. Именно по этой причине данной серии была Вашим покорным слугой придумана своего рода неофициальная кличка "двухсекционная чебурашка". Электровозы данной серии были выпущены в Чехословакии фирмой "Шкода".
Электровоз ЕТ40-26 из партии 1975 года, скан с каталога фирмы "Škoda"Однако, фирма "Шкода" выпустила подобные электровозы и для железных дорог Польши, правда на стандартную для Европы колею 1435 мм. Электровозы в Польше получили обозначение ЕТ40, а секции дополнительно литеры А и В.
Изначально двухсекционные электровозы чехословацкого производства в Польше были созданы и эксплуатировались на Угольной магистрали между Верхней Силезией и городом Гдыня для перевозки составов, груженных углем. На рубеже 60/70-х годов перевозки по этой линии увеличивались, необходимо было возить уголь с месторождения в порты. В результате Угольная магистраль была электрифицирована постоянным током напряжением 3 кВ и для работы на линии потребовались мощные грузовые электровозы.
Электровоз EU05 , взятый за основу при создании двухсекционного локомотива ЕТ40, скан с буклета фирмы "Škoda"Всего для работы на Угольной магистрали фирмой "Шкода" двумя партиями по 30 штук было в 1975 и 1978 годах выпущено 60 локомотивов, получивших в Польше обозначение ЕТ40 (заводские обозначения 77Е1 и 77Е2). За основу был взят односекционный электровоз польской серии EU05 (аналог ЧС3) производства фирмы "Шкода". Локомотив сделали двухсекционным, кабины были сохранены в кузовах секций лишь по краям, вторые кабины секций были ликвидированы, при этом взамен был выполнен тамбур для прохода в другую секции. Относительно электровоза EU05 были также изменены цепи управления, силовая схема, система охлаждения и тяговая передача. Тяговый привод был выполнен через карданный вал, при этом передаточное отношение составило 84:27. Секция электровоза опирается на двухосные тележки, были применены тяговые двигатели типа 7AL-484ZT с длительной мощностью 510 кВт. Всего локомотив серии ЕТ40 имеет 8 тяговых двигателей. Длина двухсекционного электровоза составляет 34,42 м. Электровозы, изготовленные в 1975 году, были выполнены с двумя токоприемниками, по одному на секцию, а машины партии 1978 года имеют четыре токоприемника, по два на секцию. Также локомотивы получили буферные фонари большого диаметра, которые были стандартными для польского тягового подвижного состава тех лет.
Электровоз ЕТ40-52Электровоз ЕТ40-59, 2007 год, ныне списан, фото http://www.train-photo.ru/details.php?image_id=61701&sessionid=342819, автор М. ШварцМодернизация серии ЕТ40 в ЕР40, фото https://polskiekolejepanstwowe.fandom.com/pl/wiki/ET40Списанный электровоз серии ЕТ40, фото https://polskiekolejepanstwowe.fandom.com/pl/wiki/ET40?file=9330109_et4001.jpgЭлектровоз ЕТ40-43, фото https://polskiekolejepanstwowe.fandom.com/pl/wiki/ET40?file=Et40-43.jpgВ 1990 году грузовой электровоз ЕТ40-41 был на предприятии ZNTK Gdańsk перестроен в пассажирский. Он был выкрашен в оранжевый цвет, но опыт оказался неудачным, включая низкие тяговые свойства переоборудованной машины, плюс случился пожар в одной из секций. в итоге в 1993 году электровоз был вновь переоборудован в грузовой.
Музейный электровоз ЕТ40-01, фото https://www.rynek-kolejowy.pl/wiadomosci/pkp-cargo-uratuje-najstarsze-lokomotywy-77212.htmlВ последнее время большинство локомотивов было приписано к депо Bydgoszcz (Быдгощ) и Tarnowskie Góry (Тарновске-Гуры), но в наше время почти все электровозы данной серии уже списаны. В живых осталось лишь шесть машин: ЕТ40-30 в депо Тарновске-Гуры и ЕТ40-07, 31, 43, 52, 55, принадлежащей частной компании IDPL. При этом три локомотива не эксплуатируются на текущий момент, например машина ЕТ40-07 проходит ремонт. Таким образом, история данной серии почти закончена, в то время как большинство их словацких "коллег" продолжают трудиться и замены им пока не предвидится. Электровоз ЕТ40-01 восстановлен как музейный образец.
Сайт "ПАНТОГРАФ". Фото из свободного доступа сети "Интернет".
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Наша группа в Одноклассниках:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Другие материалы сайта:
Закарпатье пристанище старых венгерских дизель-поездов
Бывшая "военная" железнодорожная линия Смоляниново - Дунай
Локомотивы Приморья. Часть 3. Двухсекционные и трехсекционные "Ермаки"
#польша #поезда #интересные факты #электровозы #локомотивы #транспорт #железные дороги #железная дорога #железнодорожный транспорт #техника
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: Двухсекционные "чебурашки" в Польше.