Джордж Стефенсон — английский конструктор и изобретатель, положивший начало развитию парового железнодорожного транспорта.
Он родился в семье шахтера и с 8 лет работал по найму. В 18 лет научился читать и писать и путем упорного самообразования приобрел специальность механика паровых машин. В 31 год его назначили главным механиком угольных копей. Здесь Стефенсон изобрел рудничную лампу оригинальной конструкции. Чтобы облегчить вывоз угля на поверхность, он сначала построил паровую машину, которая с помощью каната тянула вагонетки, а потом первый паровоз «Блюхер» для рудничной рельсовой дороги.
С этих пор строительство паровозов стало главным делом его жизни. В 1823 г. он основал в Ньюкасле первый в мире паровозостроительный завод, на котором был выпущен паровоз «Передвижение» для построенной под руководством Стефенсона железной дороги между городами
Стоктон и Дарлингтон. Он участвовал также в строительстве железной дороги между Манчестером и Ливерпулем. На этой железнодорожной линии Стефенсоном были решены сложные задачи железнодорожной техники: построены мосты, виадуки, применены железные рельсы на каменных опорах, способствующие увеличению скорости движения паровоза. Так, построенный им паровоз «Ракета» развивал скорость до 50 км/ч. Ширина колеи железной дороги (1435 мм), принятая Стефенсоном, стала самой распространенной в Западной Европе.
В 1836 г. он организовал в Лондоне проектную контору, ставшую научно-техническим центром железнодорожного строительства. Он был также организатором школы для механиков.
По проектам Стефенсона стали строиться паровозы и в других странах. Он принадлежал к тем счастливым изобретателям, кому довелось при жизни увидеть воплощенными свои замыслы.