Владельцы современных авто не жалеют средств для оснащения своих машин хитроумными устройствами, которые при попытке постороннего проникнуть в салон подают световой и звуковой сигналы, но…
При плотном потоке автотранспорта эта сигнализация срабатывает, создавая никому не нужные нервотрепку и шум. Более того: полной гарантии от угона не даст ни один прибор. А ведь выполнить на своем автомобиле несложную защиту от угона может каждый самостоятельно, вооружившись немудреным набором радиодеталей, паяльником да знаниями в объеме школьного курса физики.
Действенность такого самодельного устройства рассчитана не на «психологический фактор» (испуг от мигания лампочек или взвывания сирены), а на распознание похитителем уготованной ему головоломки. Но времени для долгих размышлений (и поиска секретов) у злоумышленника, естественно, нет. Что же касается принципа работы, то здесь, видимо, нелишне обратиться к… истории.
Многие помнят: для облегчения запуска холодного двигателя катушка зажигания на старых ГАЗиках снабжалась дополнительным сопротивлением. Знают, что после его перемыкания ток в цепи возрастал, искра увеличивалась, легче происходило воспламенение топлива в камере сгорания.
Нечто аналогичное происходит и в нашем противоугонном устройстве. Только для ограничения тока здесь уже применены геркон и полупроводниковый тиристор. Отключая катушку зажигания, они позволяют блокировать сам двигатель. К тому же дополнительно (параллельно тиристору) установлено сопротивление, ток через которое недостаточен для запуска двигателя, но при проверке «контролькой» может навести на ложную мысль: цепь-то зажигания, мол, исправна.
Истинный же владелец машины, зная что к чему, при запуске включит герконом тиристор. И тогда ток беспрепятственно поступит на катушку зажигания. Хозяину авто также известно: чтобы тиристор не закрылся в момент размыкания контактов прерывателя, в схему противоугонного устройства введен резистор R3, а для ограничения управляющего тока установлен еще и четвертьваттный R2.
Теперь при пользовании машиной мало вставить и повернуть ключ зажигания. Чтобы завести двигатель, надо еще приблизить к потайному геркону брелок с постоянным магнитом — ключом для бортовой электроники. При глушении двигателя ключ зажигания размыкается и тиристор закрывается. Для повторной попытки порядок запуска придется повторить.
Противоугонное устройство устанавливается под приборной панелью. В проводе, идущем от замка к катушке зажигания, делается разрыв. В него и «врезается» блок-самоделка. Рядом с замком зажигания размещается геркон (который, кстати говоря, можно заменить микротумблером или кнопочным выключателем, установленным в другом потайном месте).
Предлагаемое техническое решение не критично к выбору радиодеталей, необходимых для его реализации. Резисторы R2 и R3 — распространенные МЛТ или даже ВС, причем невысокого класса точности. R1 — проволочный. В качестве VS1 приемлем практически любой тиристор из популярного у радиолюбителей ряда: от КУ202Г до КУ202Н. Монтаж — навесной.
Собранное в самодельной жестяной коробочке, развертка которой приводится, самодельное противоугонное устройство заливается «эпоксидкой». После полимеризации смолы и подключения (согласно принципиальной электрической схеме) оно готово к применению.
В.КОНОВАЛОВ,
г. Иркутск