Франциск Скорина

Франциск Лукич Скорина – восточнославянский первопечатник, философ-гуманист, писатель, гравер, предприниматель и ученый-врач. Переводчик на белорусский извод церковнославянского языка книг Библии. В Белоруссии считается одним из величайших исторических деятелей.

В биографии Франциска Скорины встречается множество интересных фактов, взятых из его научной жизни.

Итак, перед вами краткая биография Франциска Скорины.

Франциск Скорина

Биография Франциска Скорины

Франциск Скорина появился на свет предположительно в 1490 г. в городе Полоцке, который на тот момент был расположен на территории Великого Литовского княжества.

Франциск рос и воспитывался в купеческой семье Лукиана и его супруги Маргариты.

Начальное образование Скорина получил в Полоцке. В тот период он посещал школу монахов-бернардинцев, где ему удалось изучить латинский язык.

После этого Франциск продолжил учебу в Краковской академии. Там он глубоко изучал 7 вольных искусств, в которые входили философия, правоведение, медицина и богословие.

Окончив академию со степенью бакалавра, Франциск подал заявку на докторскую степень в итальянском университете в Падуе. В результате талантливый ученик смог блестяще сдать все экзамены и стать доктором медицинских наук.

Книги

Историки до сих пор не могут точно сказать о том, какие события происходили в биографии Франциска Скорины в период 1512-1517 гг.

Из сохранившихся документов становится ясно, что со временем он оставил медицину и увлекся книгопечатанием.

Франциск Скорина
Библия напечатанная Франциском Скориной в 1517 г.

Обосновавшись в Праге, Скорина открыл печатный двор и начал активно переводить книги с церковного языка на восточнославянский. Он успешно перевел 23 библейских книги, включая Псалтырь, который принято считать первым белорусским печатным изданием.

Для того времени книги, выпущенные Франциском Скориной, представляли собой огромную ценность.

Интересен факт, что свои труды автор дополнял предисловиями и комментариями.

Франциск стремился делать такие переводы, которые могли бы понять даже простые люди. В результате, Священные тексты смогли понимать даже не просвещенные или малограмотные читатели.

Кроме этого Скорина уделял большое внимание оформлению печатных изданий. К примеру, он собственноручно выполнял гравюры, вензеля и прочие декоративные элементы.

Таким образом, труды издателя становились не просто носителями какой-то информации, но и превращались в предметы искусства.

В начале 1520-х годов обстановка в чешской столице изменилась в худшую сторону, что заставило Скорину возвратиться домой. В Белоруссии он смог наладить печатное дело, выпустив сборник религиозных и светских рассказов – «Малая подорожная книжка».

В данном труде Франциск делился с читателями разными знаниями, связанными с природой, астрономией, обычаями, календаре и другими интересными вещами.

В 1525 г. Скорина издал свое последнее произведение «Апостол», после чего отправился путешествовать по европейским странам. К слову, в 1564 г. в Москве будет издана книга с таким же названием, автором которой окажется один из первых русских книгопечатников по имени Иван Федоров.

Франциск Скорина
Печатный станок Франциска Скорины

В ходе своих странствований Франциск столкнулся с непониманием со стороны представителей духовенства. Он был изгнан за еретические взгляды, а все его книги, отпечатанные на деньги католиков, были сожжены.

После этого ученый практически не занимался книгопечатанием, работая в Праге при дворе монарха Фердинанда 1 садовником или врачом.

Философия и религия

В комментариях к религиозным трудам Скорина показал себя в качестве философа-гуманиста, старающегося вести просветительскую деятельность.

Печатник хотел, чтобы с его помощью люди стали более образованными. На протяжении всей биографии он призывал народ к освоению грамоты.

Стоит заметить, что историки до сих пор не могут прийти к единому мнению о религиозной принадлежности Франциска. При этом достоверно известно, что его неоднократно называли чешским отступником и еретиком.

Некоторые биографы Скорины склоняются к тому, что он мог быть последователем западноевропейской христианской церкви. Впрочем, есть немало и тех, кто считает ученого приверженцем православия.

Третьей и наиболее очевидной религией, приписываемой Франциску Скорине, считается протестантизм. В пользу такого утверждения выступают взаимоотношения с реформаторами, включая Мартина Лютера, а также служба у кенигсбергского герцога Альбрехта Бранденбурга Ансбахского.

Личная жизнь

О личной жизни Франциска Скорины не сохранилось почти никаких сведений. Достоверно известно, что он был женат на купеческой вдове по имени Маргарита.

В биографии Скорины присутствует неприятный эпизод, связанный с его старшим братом, который после смерти оставил первопечатнику большие долги.

Франциск Скорина

Это случилось в 1529 г., когда Франциск потерял жену и самостоятельно воспитывал маленького сына Симеона. По распоряжению литовского правителя, несчастного вдовца арестовали и отправили за решетку.

Однако благодаря стараниям своего племянника, Скорина смог выйти на свободу и получить документ, гарантировавший его неприкосновенность от имущественных и судебных тяжб.

Смерть

Точная дата смерти просветителя остается неизвестной. Принято считать, что Франциск Скорина умер в 1551 г., так как именно в это время его сын приезжал в Прагу за наследством.

В память о достижениях философа, ученого, врача и печатника в Беларуси названы десятки улиц и проспектов, а также установлено немало памятников.

Если вам понравилась краткая биография Франциска Скорины – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на наш сайт. InteresnyeFakty.org.