Гаджеты. Благо или зло

Современную жизнь нельзя представить без электронных устройств. Дети разбираются в новых гаджетах гораздо лучше взрослых. Как ребёнку не стать зависимым от экрана? Сколько времени можно играть без вреда для своего здоровья? Что положительного и что отрицательного в гаджетах? Какую функцию выполняет тот или иной гаджет для ребёнка и его семьи: это игрушка, средство для коммуникации или помощник в учёбе?

Из крайности в крайность

Многие родители с самого раннего возраста дают своему ребёнку планшеты, телефоны (например, кормят чадо под мультики на планшете; прекращают истерику маленького деспота вручением ему своего телефона; позволяют ребёнку поиграть на смартфоне, пока сами заняты), поэтому к 3-4 годам дети перестают играть в другие игрушки, не хотят идти гулять, общаться со сверстниками.

Одни родители вообще не ограничивают детей во времени, проведенном с компьютером или планшетом, действуют по принципу «лишь бы не мешал», «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»

Гаджеты. Благо или зло
Фото Яндекс. Картинки

Другие очень строго это время регламентируют. Также есть родители, которые до 6-7 лет не ограничивают ребенка, а потом вдруг вспоминают, что он уже школьник и ему пора делать уроки, поэтому вводят ограничительный регламент. Конфликт в этом случае неизбежен.

Гаджеты. Благо или зло
Фото Яндекс. Картинки

Среди психологов есть мнение, что до 3 лет ребёнку можно совсем не использовать гаджеты. В этом просто нет никакой развивающей необходимости. Ведь для малыша важно общение с людьми, особенно близкими, исследование окружающего пространства Врачи-педиатры и детские психологи утверждают, что давать ребёнку играть на электронном устройстве оптимально с 6-7 лет.

Светлана Тимофеева, детский психолог:

«Начиная с 3-4 лет, гаджет может стать окном в мир, который ребёнку лучше осваивать вместе с родителями. Не каждая мама в реальности совершит со своим ребёнком экскурсию в палеонтологический музей. Но показать малышу динозавров на экране монитора сегодня доступно практически всем. Виртуальная реальность позволяет совместно с родителями совершать путешествие по миру, не выходя из дома. Однако гаджет не должен являться единственным каналом знакомства с миром». Рекомендуемое время, которое не стоит превышать 3-4-летнему ребёнку, проводя за экраном — не более 15 минут в день.

Ирина Пермякова, психолог, психодраматерапевт:

«Начинать знакомство с гаджетами нужно тогда, когда появляется в этом необходимость. Старшие дошкольники могут начать пользоваться, например, планшетом, ноутбуком: смотреть мультфильмы, играть в развивающие игры и приложения, осваивать навыки поиска информации. При этом устройство должно быть надёжно защищено программами родительского контроля и фильтрации контента. Конечно, осваивать гаджет ребёнку лучше под руководством взрослого. В этот период особенно важны чёткие семейные правила использования устройств, что не позволит провести за гаджетами слишком много времени, для 6-7-летнего ребёнка максимум 45-60 минут в день, которые разделены на несколько сессий».

Самое главное и в то же время самое сложное — найти ту серединку, которая бы всех устроила. Заключаться она должна в обычном живом общении. Сходили в зоопарк, кинотеатр, погуляли по парку, пообщались во дворе, книжку почитали, а потом вместе посидели в планшете, поиграли в интересную игру, посмотрели мультфильм.

Доводы «против»

1) Неправильная поза при длительном сидении с планшетом/смартфоном может привести к заболеваниям шейного отдела позвоночника, может развиться сколиоз

2) Игра на планшете/смартфоне требует значительного напряжения зрения, что приводит к утомлению глаз, а также негативно сказывается на сетчатке и внутриглазных сосудах

3) Увлеченный гаджетом ребенок меньше двигается, хуже развивается физически, могут возникнуть проблемы с аппетитом и весом. Гаджеты мешают крепкому сну ребёнка, повышают возбудимость

4) Вред от планшетов и смартфонов носит социальный и психологический характер, так как они затягивают ребенка своими играми в виртуальный мир фантазий, круг живого общения сужается, а круг интересов замыкается на играх и социальных сетях. Маленькие дети могут быть довольно жестоки, расценивая отсутствие у одноклассника телефона как признак бедности или недостаток развития

Доводы «во благо»

1) В современной реальности использование гаджетов — необходимое условие гармоничного развития личности. Тем не менее, для детей до 3-х лет нет никакой развивающей необходимости в использовании планшетов/смартфонов. Использовать их можно лишь в крайних случаях для того, чтобы занять или отвлечь малыша, когда ничто другое уже не помогает или недоступно родителям

2) С 3-4-х лет речь может идти об использовании электронных устройств
в качестве окна в мир, но в дозированном объёме и совместно
с родителями. Хорошей практикой может стать совместный просмотр и последующее обсуждение мультфильма, виртуального путешествия

3) Обучающая функция. Например, для дошкольников разработаны игры, с помощью которых ребенок 4-6 лет c удовольствием выучит буквы, цифры, цвета, фигуры и получит другие необходимые знания. Для школьников существуют программы-помощники в изучении различных учебных тем.

4) Награда. Если ребёнок вовремя и качественно сделал уроки или хорошо убрал в комнате, в качестве награды разрешите ему поиграть в любимую игру на 15-20 минут дольше. Если грамотно дозировать такие «награды», то это поможет ему в будущем, ведь он будет осознавать, что все дается далеко не просто так, а за определенные достижения и усилия.

Гаджеты. Благо или зло
Фото Яндекс. Картинки

Подведём черту. Безусловно, совсем отказаться от использования гаджетов нельзя. Но приучать своё дитя к регламенту нужно обязательно. Устройство должно быть надёжно защищено программами родительского контроля и фильтрации контента.

Важно также объяснить ребёнку, что огромный и прекрасный мир не ограничивается лишь экраном смартфона или планшета. Что он больше, шире, ярче, интереснее. Тогда малыш сможет вырасти полноценным человеком, умеющим наслаждаться окружающим миром и не впадать в панику при отсутствии интернета. И, наконец, самое главное — показывать ребёнку своим примером грамотное отношение к гаджетам, потому что дети всегда хотят походить на взрослых.

Надеюсь, статья была вам полезна.