Современную жизнь нельзя представить без электронных устройств. Дети разбираются в новых гаджетах гораздо лучше взрослых. Как ребёнку не стать зависимым от экрана? Сколько времени можно играть без вреда для своего здоровья? Что положительного и что отрицательного в гаджетах? Какую функцию выполняет тот или иной гаджет для ребёнка и его семьи: это игрушка, средство для коммуникации или помощник в учёбе?
Из крайности в крайность
Многие родители с самого раннего возраста дают своему ребёнку планшеты, телефоны (например, кормят чадо под мультики на планшете; прекращают истерику маленького деспота вручением ему своего телефона; позволяют ребёнку поиграть на смартфоне, пока сами заняты), поэтому к 3-4 годам дети перестают играть в другие игрушки, не хотят идти гулять, общаться со сверстниками.
Одни родители вообще не ограничивают детей во времени, проведенном с компьютером или планшетом, действуют по принципу «лишь бы не мешал», «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»
Другие очень строго это время регламентируют. Также есть родители, которые до 6-7 лет не ограничивают ребенка, а потом вдруг вспоминают, что он уже школьник и ему пора делать уроки, поэтому вводят ограничительный регламент. Конфликт в этом случае неизбежен.
Среди психологов есть мнение, что до 3 лет ребёнку можно совсем не использовать гаджеты. В этом просто нет никакой развивающей необходимости. Ведь для малыша важно общение с людьми, особенно близкими, исследование окружающего пространства Врачи-педиатры и детские психологи утверждают, что давать ребёнку играть на электронном устройстве оптимально с 6-7 лет.
Светлана Тимофеева, детский психолог:
«Начиная с 3-4 лет, гаджет может стать окном в мир, который ребёнку лучше осваивать вместе с родителями. Не каждая мама в реальности совершит со своим ребёнком экскурсию в палеонтологический музей. Но показать малышу динозавров на экране монитора сегодня доступно практически всем. Виртуальная реальность позволяет совместно с родителями совершать путешествие по миру, не выходя из дома. Однако гаджет не должен являться единственным каналом знакомства с миром». Рекомендуемое время, которое не стоит превышать 3-4-летнему ребёнку, проводя за экраном — не более 15 минут в день.
Ирина Пермякова, психолог, психодраматерапевт:
«Начинать знакомство с гаджетами нужно тогда, когда появляется в этом необходимость. Старшие дошкольники могут начать пользоваться, например, планшетом, ноутбуком: смотреть мультфильмы, играть в развивающие игры и приложения, осваивать навыки поиска информации. При этом устройство должно быть надёжно защищено программами родительского контроля и фильтрации контента. Конечно, осваивать гаджет ребёнку лучше под руководством взрослого. В этот период особенно важны чёткие семейные правила использования устройств, что не позволит провести за гаджетами слишком много времени, для 6-7-летнего ребёнка максимум 45-60 минут в день, которые разделены на несколько сессий».
Самое главное и в то же время самое сложное — найти ту серединку, которая бы всех устроила. Заключаться она должна в обычном живом общении. Сходили в зоопарк, кинотеатр, погуляли по парку, пообщались во дворе, книжку почитали, а потом вместе посидели в планшете, поиграли в интересную игру, посмотрели мультфильм.
Доводы «против»
1) Неправильная поза при длительном сидении с планшетом/смартфоном может привести к заболеваниям шейного отдела позвоночника, может развиться сколиоз
2) Игра на планшете/смартфоне требует значительного напряжения зрения, что приводит к утомлению глаз, а также негативно сказывается на сетчатке и внутриглазных сосудах
3) Увлеченный гаджетом ребенок меньше двигается, хуже развивается физически, могут возникнуть проблемы с аппетитом и весом. Гаджеты мешают крепкому сну ребёнка, повышают возбудимость
4) Вред от планшетов и смартфонов носит социальный и психологический характер, так как они затягивают ребенка своими играми в виртуальный мир фантазий, круг живого общения сужается, а круг интересов замыкается на играх и социальных сетях. Маленькие дети могут быть довольно жестоки, расценивая отсутствие у одноклассника телефона как признак бедности или недостаток развития
Доводы «во благо»
1) В современной реальности использование гаджетов — необходимое условие гармоничного развития личности. Тем не менее, для детей до 3-х лет нет никакой развивающей необходимости в использовании планшетов/смартфонов. Использовать их можно лишь в крайних случаях для того, чтобы занять или отвлечь малыша, когда ничто другое уже не помогает или недоступно родителям
2) С 3-4-х лет речь может идти об использовании электронных устройств
в качестве окна в мир, но в дозированном объёме и совместно
с родителями. Хорошей практикой может стать совместный просмотр и последующее обсуждение мультфильма, виртуального путешествия
3) Обучающая функция. Например, для дошкольников разработаны игры, с помощью которых ребенок 4-6 лет c удовольствием выучит буквы, цифры, цвета, фигуры и получит другие необходимые знания. Для школьников существуют программы-помощники в изучении различных учебных тем.
4) Награда. Если ребёнок вовремя и качественно сделал уроки или хорошо убрал в комнате, в качестве награды разрешите ему поиграть в любимую игру на 15-20 минут дольше. Если грамотно дозировать такие «награды», то это поможет ему в будущем, ведь он будет осознавать, что все дается далеко не просто так, а за определенные достижения и усилия.
Подведём черту. Безусловно, совсем отказаться от использования гаджетов нельзя. Но приучать своё дитя к регламенту нужно обязательно. Устройство должно быть надёжно защищено программами родительского контроля и фильтрации контента.
Важно также объяснить ребёнку, что огромный и прекрасный мир не ограничивается лишь экраном смартфона или планшета. Что он больше, шире, ярче, интереснее. Тогда малыш сможет вырасти полноценным человеком, умеющим наслаждаться окружающим миром и не впадать в панику при отсутствии интернета. И, наконец, самое главное — показывать ребёнку своим примером грамотное отношение к гаджетам, потому что дети всегда хотят походить на взрослых.
Надеюсь, статья была вам полезна.