Уже в который раз читаю про ушедших с головой в гаджеты современных подростков. Отчаянием сквозят строки родителей на форумах и в социальных сетях. Надменно им отвечают родители младшеклассников или те счастливчики, кому удалось оградить своих подростков от цифровой зависимости.
И обязательно найдется человек, который в полной уверенности будет вещать, что "вот в нааше-то время такого не было, мы-то были сильные, ловкие смелые, всем в пример и так далее". На робкие попытки, указать, что в "мое время" уже были телевизоры и торчащих перед ним подростков, увиливающих от труда, уроков и помощи по дому также было предостаточно. Не верят!
Конечно, что толку приводить личные примеры, которые встретились мне в жизни? Проверить нельзя. Но на днях мне попалась стопка советских журналов "Семья и школа" - занятный, надо сказать, журналец. И вот, в рубрике " Командировка по письму" читаю послание отчаявшейся женщины, привожу текст частично:
"Нашей дочери одиннадцать лет, учится в пятом классе. У нее совсем нет друзей. Сидит с утра до вечера дома. <...> Алина ничем не может занять себя. Характерно, что любое дело ее сначала привлекает, но интерес проходит быстро, когда нужно проявить упорство и труд.
Только телевизор! Одно счастье в жизни. Готова, кажется сидеть перед ним все двадцать четыре часа.
Смотрит все подряд.Обратите внимание: OnePlus собирается выпустить собственный смарт-телевизор.
Может быть, продать телевизор?"
(письмо опубликовано в журнале "Семья и школа" №2, 1986 год).
Ничего не напоминает?
Фото к той самой статье в журналу "Семья и школа" №2, 1986 год.И ведь это не одно такое письмо с подобной проблемой. Если журнал им заинтересовался, значит это не единичный случай, как говорят некоторые.
На это письмо ответил доцент Ярославского педагогического института. Ответ подробный - на весь разворот. И вот что необычно, педагог не советует жесткие методы: забрать, убрать, наказать (как многие советуют сейчас поступать с гаджетами).
Она пишет:
"Можно, конечно, телевизор продать или сломать. Целеустремленные Алинины родители даже на такую жертву пойдут. Но не похожи ли подобные меры на "выкручивание рук"? Что принесет это в семью кроме отчуждения взрослых и ребенка?".
Пересказывать статью не буду. Скажу только то, что основная мысль статьи - "видеть своих детей такими, какие они есть. <...>, помогать крепнуть даже самым слабым росткам того хорошего, что есть в ребенке. А для этого не надо с ним бороться. Слабый от такой борьбы только ослабеет еще больше, сильный ожесточится."
Но главное, что я увидела в этих журналах: проблемы с подростками были всегда! Особенные, "не такие" дети были всегда.
Я читала строки отчаяния в письмах читателей, которые в каждом (!) номере журнала писали о своих ленивых, нарушающих дисциплину в школе детях, о детях неласковых, замкнутых, только сидящих в комнатах перед экранами. И родители, судя по письмам, у них были чуткие, внимательные, включенные. С болью они обращались к педагогами с вопросами: "Что я сделала не так?".
Так что, все это было и раньше...
Еще по теме здесь: О гаджетах.
Источник: Сейчас в гаджеты, а раньше подростки уходили в телевизор.