Гаубица (от нем. Haubitze, чеш. houf-nice — «орудие, применяемое для метания камней») представляет собой артиллерийское орудие, используемое для ведения навесной стрельбы. Изобретение этого орудия относится к XVI в., в российской армии назывались гауфницы либо гафуницы. В гаубице использовались разрывные снаряды, бомбы и гранаты, разработанные специально для этого типа оружия.
В связи с тем, что заряжание осуществлялось с дула, гаубицы изготавливались короткими, примерно соответствующими длине руки, чтобы можно было спокойно вкладывать в орудие разрывной снаряд. Усовершенствования методов заряжания способствовали видоизменению гаубиц, однако ствол гаубицы все равно оставался небольшим, в пределах не более 8—14 калибров. К концу XVIII в. гаубицы перевели на переменный заряд, позволяющий при стрельбе производить довольно крутую траекторию полета снаряда.
В 1897 г. прошла испытания легкая полевая гаубица 101,5-мм калибра, масса орудия 2000 кг, оснащенная передком, для произведения выстрелов использовались шрапнель, включающая до 500 пуль, и граната, обеспечивалась боекомплектом в количестве 58 снарядов. В результате взрыва гранаты в воздухе конус разлета осколков на высоте 2000 м определялся в 200°, поэтому часть осколков приобретала направление полета и в обратную сторону — назад.
Буксируемые и самоходные гаубицы. Представляют собой артиллерийские системы с увеличенной длиной ствола, разрабатываемые в 60-х гг. XX в., основным центром конструирования и производства такого оружия стали США с европейскими союзниками по блоку НАТО. Широкое применение среди разработок имели буксируемые гаубицы 155-мм калибра M114, М198, производства США, и FH-70, являющиеся совместной разработкой конструкторов Великобритании, ФРГ, Италии.
Среди самоходных гаубиц предпочтение отдавалось M109 производства США, MkF3 и GCT производства Франции. Однако часть данного оружия спустя два десятилетия требовала обширного усовершенствования. Стрельба из гаубиц производится обычными, а также активно-реактивными снарядами.
Характеристики данных систем отвечают требованиям НАТО о единой баллистике 155-мм артиллерийских орудий. Длина ствола должна составлять 39 клб; объем зарядной каморы не менее 18 л; дальность стрельбы обычными снарядами достигает 24 км, для активно-реактивных снарядов максимальная дальность определяется в 30 км. Однако 90-е гг. XX в. внесли коррективы в стандарты оружия этих систем, для повышения дальности и глубины поражения противника артиллерийским огнем длина ствола была определена в 52 клб, объем зарядной каморы в 23 л.
В середине 70-х гг. XX в. в некоторых странах, не входящих в НАТО, были разработаны подобные системы с лучшими баллистическими характеристиками, для этих орудий были разработаны стволы от 45 клб и выше, которые способны были производить стрельбу на расстояние в 30—40 км.
История создания буксируемых гаубиц началась в 60-е гг. XX в. в Институте космических исследований в Канаде, которым руководил талантливый конструктор Дж. Булл, получивший финансирование от правительства США и правительства Канады на исследовательский проект верхних слоев атмосферы. Исследования должны были помочь в разработке метательной пушки для вывода спутников небольшого размера на околоземную орбиту. По программе удалось сконструировать три пушки на основе стволов, принадлежащих орудиям калибра 406 мм, доставленных с американских линейных кораблей Второй мировой войны.
Созданная наибольшая пушка располагала стволом 50 м длины, с ее помощью удалось отправить снаряд весом в две тонны на высоту в 180 км. В 1967 г. финансирование программы было прекращено в результате активного развития ракетостроения. Дж. Булл организовал фирму «Спейс ричерс корпорейшн», продолжившую разработки ствольной артиллерии.
Фирма разрабатывала артиллерийские системы, способные производить повышенную дальность стрельбы, а также боеприпасы для нее. Позже корпорация то закрывалась, то вновь начинала работу, к середине 80-х гг. XX в. она открыла филиалы во многих странах по всему миру. Корпорацией была создана буксируемая 155-мм гаубица, названная GC-45, со стволом длиной 45 клб, наибольшая дальность стрельбы осуществлялась при помощи снарядов ERFB-BB и составляла 39 км. Представленная модель не отвечала всем требованиям для внедрения ее в массовое производство, поэтому эта модель была принята в качестве базовой, на основе которой велись дальнейшие разработки этого вида оружия.
GH N-45 — 155-мм буксируемая гаубица, производилась в 1979—1990 гг. австрийской фирмой «Вест Альпин» и NORICUM. Закупалась Иорданией, Ираком, Ираном, Ливией, Таиландом, Саудовской Аравией.
В начале 90-х гг. XX в. лицензия на производство этих гаубиц продана бразильской компании «Энжеса». Является улучшенным вариантом GC N-45: усовершенствован нижний станок путем увеличения прочности и уменьшения его массы, в конструкцию введены добавочные опорные плиты, новый досылатель, уравновешивающий механизм, подвергся уменьшению, небольшая реконструкция габаритов. Ствол изготовлен из автофретированной высокопрочной стали с помощью электро-шлаковой очистки, его длина составляет 45 клб. Орудие рассчитано на ведение боя любыми снарядами, относящимися к стандартным боеприпасам, принятым в НАТО. Наибольшая дальность стрельбы снарядами ERFB-BB составляет 39,6 км, живучесть ствола определена в 1500 выстрелов на полных зарядах.
Возможны срединные отклонения рассеивания в результате максимальной стрельбы в 0,35% по дальности, 0,007% по направлению. Орудие оснащено поршневым затвором с наличием полуавтоматики, поэтому скорострельность исчисляется 6—7 выстрелами в минуту на протяжении четверти часа на всех углах возвышения. В случае произведения стрельбы, рассчитанной на максимальную дальность с использованием наибольшей скорострельности, удается создать примерно десять выстрелов, до того как первый снаряд достигнет заданной цели. Стрельба, составляющая два выстрела в минуту, является нормальным темном стрельбы. Буксировка возможна благодаря 10-тонному автомобилю с колесной формулой 6x6. Передвижение гаубицы определяется в 90 км/ч, что является наибольшей скоростью передвижения по дорогам с асфальтовым покрытием, перемещение по грунтовым дорогам составляет 50 км/ч, движение по песку можно производить со скоростью в 15 км/ч.
Австрийские конструкторы разработали альтернативный вариант передвижения, при котором гаубица оснащается вспомогательной силовой установкой с приводом на колеса и является четырехцилиндровым двигателем «Порше» мощностью 125 л. с., монтируемым в передней части нижнего станка. Силовая установка может также применяться для работы устройств горизонтальной и вертикальной наводки, для опускания опорных плит основного и дополнительного назначения, устройств, применяемых для подачи боеприпасов на зарядный лоток. В конструкции существует специальный пульт, который установлен непосредственно на образце и с помощью которого может осуществляться управление движением гаубицы, также движение может контролироваться из кабины буксировочного автомобиля. В конструкции гаубицы введена ходовая часть от собственной силовой установки гаубицы, которая может использоваться для движения по труднопроходимым участкам местности.
Вспомогательный двигатель способствует сокращению затраченного времени, используемого для перевода орудия из походного положения в боевое, а также при обратном действии, что позволяет осуществлять данное действие двум номерам расчета. Создана возможность для быстрой смены огневых позиций, используя свой ход.
Для этого вида гаубиц наибольшая скорость передвижения примерно 35 км/ч, запас хода по топливу 150 км, учитывая передвижение по дорогам с асфальтовым покрытием, и 100 км для движения по пересеченной местности. В боевых условиях показала себя как надежное и практичное орудие.